|
Просим посетителей из школ Хабезского района присылать в РМК материалы для публикаций на сайте.Возможные темы: -опыт работы -интересные новости -о ветеранах педагогического труда -о достижениях своих учащихся -из истории школы -интересные предложения и рекомендации по содержанию сайта -фотографии из жизни школы(на диске, флешке) -и другие сведения по существу.
|
Сайт отдела образования администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской республики
Добро пожаловать на наш сайт!
Фыкъеблагъэ, ныбжьэгъухэ, ди сайтым!
Наш адрес: 369400,Карачаево-Черкесия, Хабезский район,а. Хабез,ул.Советская,27
Эл.п. habezobr@mail.ru Тел. 8(87873)21-5-81, 8(87873) 21-0-61
"Изучение химии имеет двоякую цель: одна - усовершенствование естественных наук, другая - умножение жизненных благ" М.В.Ломоносов
ХИМИЯ В ШКОЛАХ НАШЕГО РАЙОНА
Впервые школьники входят в новый для них, но существующий миллиарды лет, мир химии с 8 класса. Химические явления сопровождают человека всю жизнь и определяют саму возможность его существования.
Интересно вспомнить прозорливое высказывание о химии гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова о предмете химии: «Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие…Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ее прилежания».
Химия - фундаментальная наука об одной из основных форм движения материи – химической. Она – неотъемлемая часть нашей общечеловеческой культуры. Велика роль химии практически во всех сферах деятельности человека. Химическая промышленность – производство разнообразных химических веществ и продуктов на их основе – составляет одну из ведущих отраслей народного хозяйства. Она производит около 60000 продуктов, используемых человеком. Только химия (совместно с биологией) способна решить задачу предотвращения загрязнения окружающей среды – одну из важнейших экологических проблем современной цивилизации. Современный человек не быть знакомым с химией просто не может. Благодаря работам ученых и специалистов – практиков химия достигла огромных результатов, но многое предстоит еще исследовать. Эти исследования, возможно, продолжат нынешние учащиеся наших школ, если обучать их в соответствии с существующими государственными образовательными стандартами.
Изучение химии в школах ведется в течение 4 лет. На это выделяется 2 часа в неделю для 8 -11 классов в средних общеобразовательных школах. А в лицее - интернате а. Хабез с самого его образования созданы профильные химико – биологические классы, в которых химию изучают углубленно, для чего, на изучение этого предмета здесь по учебному плану выделяется в 8 классах - 2 часа, в 9 и 10 классах - 4 часа, а в 11 классах - 5 часов.
С какими же проблемами сталкиваются школы района по вопросам преподавания химии, какие успехи достигнуты нашими учителями и учащимися в изучении химии, что необходимо школам для успешного прохождения учебной программы по химии? Постараемся хоть частично ответить на эти вопросы, потому что это слишком обширная тема для газетной статьи.
Средняя общеобразовательная школа должна иметь учебный кабинет по химии. В нашем районе 12 таких школ и одна основная общеобразовательная школа (а. Абазакт). Из этих школ 8 школ имеют кабинеты химии, 5 школ – комбинированные кабинеты химии и биологии.
Отвечают ли химические кабинеты наших школ современным требованиям, и каковы эти требования? Классная комната химического кабинета площадью около 70 м2 должна быть оснащена двухместными ученическими столами, позволяющими проводить лабораторные опыты и практические работы с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности. Кроме всего прочего обязательными материальными атрибутами школьного кабинета химии должны быть водопровод и канализация. Во всех химических кабинетах школ района отсутствуют водопровод и канализация и все, что связано с ними.
Лаборантская комната площадью около 18 м2 должна быть оснащена шкафами и сейфами для хранения реактивов, посуды и другого лабораторного оборудования, вытяжным шкафом, раковиной для мытья посуды, средствами пожаротушения, необходимой мебелью для работы лаборанта и учителя. Из 13 школ района только две школы имеют вытяжные шкафы, а в других школах их или нет или не могут функционировать с самого начала открытия школ по вине строителей школ. Лаборантская комната отсутствует в 3 школах. Для эффективного обучения учащихся химии кабинеты должны быть оснащены согласно современным требованиям, в том числе специальными средствами обучения. В них входят:
-- натуральные объекты (вещества, химические реактивы, материалы, смеси, растворы, коллекции и т.д.);
- приборы, химическая посуда и лабораторное оборудование;
-учебные модели атомов, молекул, кристаллических решеток, химических производств и т.д.;
- средства обучения на бумажной основе (таблицы, схемы, графики, плакаты, фотографии и т.д.);
-аудио и видеосредства обучения (диапозитивы, транспаранты, диафильмы, звукозаписи, видеофильмы, кинофильмы), обеспеченные соответствующими техническими средствами (фотоаппараты, диапроекторы, фильмоскопы, эпипроекторы, кодоскопы, кинопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры, экраны и т.д.);
- современные коммуникационные и информационные средства обучения (обучающие, контролирующие, игровые и другие компьютерные программы), обеспеченные соответствующими установками и возможностями (видеокамеры, цифровая фотоаппаратура, компьютеры, мультимедийные установки, Интернет и т.д.).
К большому сожалению, большинство из вышеперечисленных средств отсутствуют в кабинетах или настолько устарели, что пользоваться ими уже невозможно. Особо следует отметить полное отсутствие химических реактивов, смесей, растворов, многих видеосредств, а также компьютеров, мультимедийных установок и других информационно-коммуникативных средств. Поэтому учителя химии не могут в полной мере применять на уроках ИКТ (информационно-коммуникативные технологии). Для этого им достается кабинет информатики, может быть, один или два раза в месяц, так как этот кабинет используется кроме информатики и другими учителями - предметниками, у которых тоже нет компьютеров.
Все перечисленные учебные пособия необходимы для проведения следующих экспериментальных и практических работ:
-в 8-х классах всего 29 работ, в 9-х классах- 31 работа, в 10 классах-56 работ и в 11-х классах 33 работы.
Несмотря на дефицит учебно-наглядных пособий по химии в школах, учителя химии стараются не ущемлять интересы учащихся и выполнить по мере возможностей все виды практических работ. Для этого им приходится делиться имеющимися реактивами друг с другом, или заменить одну работу другой равноценной, по которой имеются соответствующие материалы.
В наших школах работают прекрасные учителя химии, которые, несмотря на вышеуказанные недостатки пособий по химии, достигают определенные успехи в обучении детей. К ним относятся ветераны химического образования Азов М.Х., Нахушев Р.Р., Боранукова Д.О., Кенчешаова Н.Д., Тлукашаова М.З., Булатукова М.У., Майлова Х.Б., Хакунова Ф.И. и Мамхягова Т.М.. Все они имеют высшую квалификационную категорию, качество знаний обучаемых ими учащихся тоже находится на высоком уровне. Их опыт работы обобщен и на районных методических мероприятиях они делятся опытом своей работы с молодыми учителями. Стараются не отставать от них и молодые учителя Бекова О.У., Гутякулова А.Х. и др.
Хочется остановиться более подробно на опыте работы некоторых учителей.
Кенчешаова Н.Д.- учитель химии гимназии им. Амирокова И.А. а. Кош-Хабль, стаж работы 40 лет, основное кредо ее педагогической работы – творческий индивидуальный подход к каждому обучаемому по разработанной схеме авторской программы, отбор и выращивание с 8 класса одаренных по химии детей и дополнительная работа с ними на общественных началах в течение всех последующих 4 лет. Организуемые ею разнообразные классные и внеклассные мероприятия способствуют развитию у детей самостоятельности, уверенности в себе, умений решать грамотно учебные задачи и успешно поступать в ВУЗы химического и медицинского направления. Кенчешаова Н.Д. много лет успешно возглавляла районное методическое объединение учителей химии, имеет заслуженные поощрения различного уровня.
Учитель химии СОШ а. Хабез Хакунова Ф.И., стаж работы в школе 40 лет. Суть ее педагогического опыта и мастерства заключается в отличных знаниях, применении различных современных приемов и методов обучения, знание психологии профессионального общения с учащимися и положительное личностное воздействие на воспитанников, личный пример творческого горения, завоевание полного доверия учащихся и их родителей в общем деле воспитания. Многие ее воспитанники после окончания школы выбирают профессии, требующие хороших знаний химии и становятся экологами, фармацевтами и врачами. В своей повседневной и нелегкой работе Хакунова Ф.И. проводит нестандартные уроки, интересные мероприятия, общественный смотр знаний с участием родителей и общественности.
Учитель химии лицея - интерната а. Хабез Боранукова Д.О., стаж педагогической работы 21 год. Около 40 учащихся этой учительницы приняли успешно участие в традиционной российской олимпиаде «Познание и творчество», многие из них были удостоены свидетельства лауреатов и были приглашены в Москву на итоговый Фестиваль наук и искусств «Творческий потенциал России» в 2005 г. Работы ее учеников участвовали также в Российском открытом конкурсе исследовательских и творческих работ «Юность. Наука. Культура» в рамках Всероссийской Национальной программы. Ученик Братов Б. был удостоен звания лауреата заочного конкурса. Участники конкурса были приглашены в г. Обнинск на ХХ конференцию творческих работ учащихся, где они защищали свои работы. За сотрудничество с Национальной образовательной программой «Интеллектуально – творческий потенциал России Борануковой Д.О. было вручено Благодарственное письмо руководителя программы.
Кроме этого, Боранукова Д.О. пишет и публикует методические статьи по химии во Всероссийские методические издания по химии: «Химия в школе» - журнал, «Химия» - газета. Она имеет 10 публикаций в этих изданиях.
Для развития познавательного интереса учащихся к химии в школах района систематически проводятся тематические внеклассные мероприятия. В частности, 22 ноября с.г. в СОШ а. Жако было подготовлено и проведено мероприятие – интересный по содержанию и форме районный семинар с темой «Гений, опередивший свое время на века», посвященный 300 – летнему юбилею со дня рождения великого ученого – универсала М.В. Ломоносова. Это мероприятие было запланировано как интегрированный урок по литературе, химии, физике и математике. Семинар подготовили учитель русского языка и литературы Бавижева Х.И., учитель химии Мамхягова Т.М., учитель физики Токбаев М.К. и учитель математики Шебзухова А.Я. Приглашенные на семинар учителя положительно оценили данное мероприятие.
Пожелаем нашим учителям - химикам здоровья, успехов в творческом труде на благо наших детей. После данной публикации надеемся, что спонсоры наших школ помогут своим подопечным школам приобрести самые необходимые учебные и наглядные пособия по химии, которые будут способствовать качественному усвоению химических знаний учащимися.
Методист районного методического кабинета по химии
Ноябрь 2011 г.
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ХАБЕЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Итоги анкетирования
по изучению преемственности в обучении и воспитании между
начальной и основной школой
|
|
|
Задачи:
|
Создание системы общих взглядов на использование правил преемственности в УВП, привлечение внимания всех участников УВП к проблеме сохранения здоровья в переходный период.
|
Результат анкетирования, опросов, осмысление ситуации перехода учащихся из начальной школы в школу II ступени.
|
Проблема -
|
Переход учащихся из начальной школы в школу второй ступени.
|
Педагогический аспект -
|
Снижают качественные показатели успеваемости учащихся I ступени, встречаются с большим числом учителей, предметов, требований, технологий.
|
Психологический аспект -
|
Происходит процесс смены ведущей деятельности, формируется новая социальная позиция.
|
Цель анкетирования -
|
Коллективное изучение трудностей обучения 5-классников, выявление причин, вызывающих затруднения у учеников и учителей, разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин. Выделение оснований для кооперации учителей, преподающих в классе.
|
Дети, вступающие в среднюю школу, должны в определенной мере владеть способами самостоятельного приобретения знаний, способами коллективной, совместной с товарищами учебной работы. Одним из основных компонентов, из которых складывается отношение к деятельности, является ее мотив. Знание мотива позволяет проникнуть во внутренний мир ребенка, понять смысл его деятельности. При изучении динамики отношения детей к учебной и другим видам деятельности использовались следующие методы: наблюдение, анализ анкетирования, опросы, беседы с учащимися. Из 249 учащихся 5-х классов наблюдались 132. Анализ ответов учащихся убеждает нас в том, что отношение детей к учебе значительно меняется от 3-го к 5-му классу, и эти изменения наиболее ярко выражены при переходе из начальной школы в среднюю. Например, если во 2-3 классах дети на вопрос: "Любишь ли ты учиться?" ответ «нет» дают 5 учащихся, то в 4-5 классах число их увеличивается до 12, неопределенные ответы дают - 9, против 2 во втором классе.
Анкета
для учащихся 2-5 классов.
|
Всего
уч-ся
|
Классы
|
Любишь ли ты учиться?
|
Должны ли дети учиться?
|
Если бы учение было не обязательным, ходил бы ты в школу?
|
да
|
нет
|
не знаю
|
да
|
нет
|
не знаю
|
да
|
нет
|
не знаю
|
171
|
2кл
|
168
|
1
|
2
|
164
|
1
|
6
|
160
|
4
|
7
|
129
|
3кл
|
124
|
3
|
2
|
127
|
-
|
2
|
113
|
5
|
11
|
138
|
4кл
|
130
|
5
|
3
|
122
|
6
|
10
|
119
|
8
|
11
|
132
|
5кл
|
111
|
12
|
9
|
113
|
9
|
10
|
107
|
15
|
10
|
570
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Такое изменение отношения к учебе в 5 классе характеризуется, судя по анализу, неудовлетворенностью и снижением интереса к ряду предметов, субъективным ощущением утомления, перегруженностью, увеличением трудностей. Отвечая на третий вопрос, Если бы учение было не обязательным, ходил бы ты в школу? ответ «нет» дают 4-5 учащихся во 2-3 классах, а в пятом – 15. Дети оговаривают условия, "ходил бы, но не на все предметы", "Ходил бы, если бы не ругали", "не кричали", "не задавали уроков". "Что тебя радует в учебе, а что огорчает?" - хорошие и плохие отметки, похвала и наказание, интересно и не интересно, но наибольшую значимость они придают отметкам. При переходе из начальной школы в среднюю значительно меняется состав предметов, называемых в качестве любимых. Если в начальной школе - любые основные предметы, то в 5 классе - новые, и появляется интерес к истории, иностранному языку. Положительное отношение учащихся начальных классов к учебным предметам в 5 классе меняется. Оно становится менее активным, ответственным. На уроках дети начинают отвлекаться на посторонние дела, разговоры, дисциплина падает. Об ухудшении отношения к учебе свидетельствует и то, что многие начинают тяготиться учебой, особенно по отдельным предметам, жалуются на трудность и усталость, непонимание предмета. Неудовлетворенность успеваемостью, главным образом по русскому языку и математике, приводит к тому, что дети начинают предпочитать более легкие и увлекательные предметы. Многие дети оказались не готовыми к обучению в 5 классе, к различным системам требований учителей-предметников, не имеют навыков самостоятельной работы, трудно приспособиться ко всем изменениям и это сказывается на их успеваемости. На отношение детей к тому или иному предмету заметно сказывается характер взаимоотношений ученика с учителем. Когда уроки начинают вести разные учителя, практически у всех детей происходит смена любимых предметов.
Вывод:
При переходе из начальной школы в среднюю у детей снижается интерес к учебе, происходит дифференцирование интереса к различным предметам. Но, несмотря, на все эти изменения, осознание ими важности и необходимости учения сохраняет свои мотивационные качества.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Проводить педагогические совещания, встречи с родителями 4-классников, Дни открытых дверей в 5-м классах в рамках преемственности в обучении и воспитании учащихся между начальной и основной школой.
- Учителям 4-х классов готовить учащихся к переходу в среднюю школу, привлекая родителей, всех учителей средней группы классов.
- ШМО учителей начальных классов проанализировать работу по учебным предметам и планированию, выработать методические рекомендации и памятки для родителей по подготовке детей к переходу во вторую ступень обучения.
- Приучить учащихся работать самостоятельно, нестандартно мыслить, решать, применять правила.
- Учителям средней группы классов и начальной школы (4кл) провести совместные МО с целью проведения консультации по проблеме обучения учащихся в 5-х классах.
- Изучить дополнительно статью «Проблема преемственности из 4 класса в 5 класс по математике и возможные пути их решения»
ПРОБЛЕМА
преемственности из 4 класса в 5 класс
по математике и возможные пути их решения
Почему дети, пришедшие в 5 класс, испытывают большие трудности в адаптации к основному звену школы? Кто виноват в том, что у многих пятиклассников наблюдается снижение успеваемости, потеря интереса к учению и школе, неадекватность поведения, нарушение взаимоотношений со сверстниками. Есть две группы причин этих явлений. Одна группа -психофизиологические, которые характеризуют состояние организма ребенка и процессы, происходящие в нем. Другая причина - педагогические причины, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса в 5-6 классах.
Проведенные исследования показывают, что значительная часть учащихся начальной школы не обладает элементарным геометрическим видением и не может распознавать геометрические фигуры в несложных конфигурациях Это свидетельствует о существенных просчетах в методике формирования метрических отношений, сложившейся в начальной школе. Учащиеся не овладевают необходимой терминологией, не различают правила вычисления площади и периметра прямоугольника, у них низкий уровень развития пространственных представлений и пространственного воображения. Основная причина этого – отсутствие пространственных геометрических объектов в обязательном минимуме содержания начального образования.
Проблема преемственности между начальной и основной школой вечная. Ее обсуждение продолжается уже более 100 лет. Раньше в массовой школе преемственность рассматривалась как стыковка содержания, методов и форм организации обучения. В 60-е годы ее решение было направлено на согласование программ обучения, преодоление взаимной несогласованности учителей начальной и средней школы, взаимосвязи учебной работы, изучение опыта работы друг друга. Все это решало проблему 50 лет назад, но сейчас этого недостаточно, так как изменились цели образования школьников.
Когда учитель средней школы приступает к обучению 5-классников, у него возникают трудности различного характера: дети с трудом привыкают к требованиям учителей предметников, не справляются с типовыми заданиями, которые не вызывали проблем в начальной школе.
Это вызывается тем, что преобладающей позицией учителя средней школы является позиция предметника: на первом месте - математика, а учебно-познавательная деятельность ученика на одном из последующих. В этом особенность средней школы: знания по предмету, результаты выполнения контрольных работ, аттестации оказываются более значимыми, чем то, как ученик относится к учению вообще, к предмету, почему ему трудно или неинтересно учиться, что его интересует. Учитель начальной школы рассматривает ситуацию иначе. Он - организатор учения ученика, ему важно, что ученики делали на предыдущем уроке (перед математикой), почему не выполнено домашнее задание, как дети воспримут новую тему. Т.е., учебный предмет с его содержанием и методикой оказывается у него не на первом месте.
Учитель начальных классов при обучении математике больше придерживается практического подхода к математическим определениям, а учитель - предметник по математике требует точности формулировки математических понятий. Это различие в подходе к определению математических понятий вводит ученика 5 класса в затруднительное положение при ответе на вопросы учителя теоретического характера.
В проблемах преемственности отрицательную роль играет различие условий обучения младшего школьника и ученика основной школы, а также различие концепций учебно-методических комплектов начальной и основной школы. Ученик, пришедший в 5 класс, еще продолжает оставаться младшим школьником. Он нуждается в щадящих условиях обучения на время адаптационного периода. Недостаточное внимание к трудностям учеников (новые требования, различные стили изложения учебного материала, большой объем домашнего задания) повышает тревожность, снижает познавательную активность школьника, мешает сопоставлять новое с уже известным.
Проблему преемственности усугубляет особенности состыковки УМК для начальной школы и для средней школы. Для преодоления этих особенностей рекомендуется учителю - предметнику продолжить обучение учащихся 5 классов по линии, начатой в начальной школе. Специальной лабораторией был сделан мониторинг образовательных достижений по существующим УМК. Проверка образовательных достижений выпускников начальной школы показывает необходимость учета в процессе организации обучения в 5 классе не только годовые отметки и итогов вступительной работы в начале года, но и результатов выполнения заданий, требующих применения конкретных предметных учебных умений в соответствии с конкретным пройденным курсом.
В процессе обучения учителю – предметнику нужно предлагать ученику предлагать проконтролировать свои действия и поступки, помогать в этом, разрешать уточнять и переспрашивать. Т.е., учитывать возрастные особенности ученика и обеспечить плавный переход к обучению на новой ступени.
Для создания педагогических условий благополучной адаптации младшего школьника необходимо проводить в школах серьезную подготовительную работу учителей как начальной школы (особенно в 4 классе), так и приступающих к работе с пятиклассниками.
Основные педагогические действия учителя основной школы для перевода учащихся в 5 класс:
-изучить сравнительные возрастные характеристики детей 10-12 лет;
-иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальном и основном его этапах, видеть перспективные линии в содержании образования начальной и основной школы;
-знать особенности ведущей деятельности младшего школьного и подросткового периодов развития, степень сформированности компонентов учебной деятельности у 5 классника;
-изучить индивидуальные возможности ученика, уровень его активности и учебной самостоятельности, мотивации и познавательного интереса, особенности характера и личностные качества;
Необходимо провести организационные мероприятия для смягчения процесса привыкания к новому этапу школьного обучения:
-в течение года провести несколько заседаний педсовета школы и посвятить их обсуждению психологического портрета младшего возраста;
-сделать традиционными для педагогической деятельности школы анализ причин неуспешного адаптационного периода в 5 классе и определение путей коррекции трудностей в обучении пятиклассников;
- изучить особенности работы учителя выпускного класса начальной школы, познакомиться с будущими учениками в процессе их учебной работы, провести открытые уроки в начальной школе, которые совместно ведут учитель начальной школы и учитель – предметник;
Решение вопросов преемственности начальной и основной школы связано с созданием перспективной образовательной среды как школы «взросления» подростка, которая станет не обстановкой, а источником развития каждого школьника. Для этого нужна психологическая перестройка учителя начальной школы, а также учителя 5-6 классов, осознающих, в какой сложный и ответственный период развития вступит школьник.
Районный методкабинет.
Май-2012 г.
|