Доводим до вашего сведения приказ Минобразования России от 24 марта 2010 г. № 209 "О Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" и просим ознакомить с его положениями ваши коллективы.
Обращаем ваше внимание на то, что Порядок, утвержденный данным приказом, вступает в силу с 1 января 2011 года.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 апреля 2010 г. N 16999
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 марта 2010 г. N 209
О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В соответствии с пунктом 5.2.12 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
2. Установить, что квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до введения в действие Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены.
3. Ввести Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в действие с 1 января 2011 года.
4. Признать утратившим силу с 1 января 2011 г. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 г. N 1908 "Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 июля 2000 г., регистрационный N 2322. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, N 32).
5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Калину И.И.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 24 марта 2010 г. N 209
ПОРЯДОК
АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
I. Общие положения
1. Настоящий порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее - Положение) определяет правила проведения аттестации педагогических работников <*> государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы (далее соответственно - педагогические работники, образовательные учреждения, образовательные программы) <**>.
--------------------------------
<*> К педагогическим работникам относятся лица, занимающие должности, отнесенные к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2008 г., регистрационный N 11731. "Российская газета", 2008, N 113).
<**> Аттестация работников, занимающих должности научно-педагогических работников, проводится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 августа 2009 г. N 284 "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 сентября 2009 г., регистрационный N 14772, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 40, 5 октября 2009 г.).
2. Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
3. Основными задачами аттестации являются:
стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
повышение эффективности и качества педагогического труда;
выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
4. Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
II. Формирование аттестационных комиссий,
их состав и порядок работы
5. Аттестация педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений проводится аттестационной комиссией, формируемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования; аттестация педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений - аттестационной комиссией, формируемой федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых они находятся (далее - федеральные органы исполнительной власти).
6. Аттестационная комиссия в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии формируется из числа представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (советов образовательных учреждений, попечительских советов, педагогических советов и др.) и работников образовательных учреждений.
Персональный состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
Для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации образовательного учреждения, в котором работает данный педагогический работник (иной уполномоченный первичной профсоюзной организацией образовательного учреждения профсоюзный представитель).
7. Для проведения аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), аттестационной комиссией создаются экспертные группы для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии.
8. Состав аттестационной комиссии и экспертных групп формируются таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационными комиссиями решения.
9. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов.
10. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии, о чем письменно уведомляет аттестационную комиссию. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.
11. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается, что педагогический работник прошел аттестацию.
При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.
12. Графики работы аттестационных комиссий утверждаются ежегодно распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
13. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который вступает в силу со дня подписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, и заносится в аттестационный лист педагогического работника.
В аттестационный лист педагогического работника в случае необходимости аттестационная комиссия заносит рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации.
При наличии в аттестационном листе указанных рекомендаций работодатель не позднее чем через год со дня проведения аттестации педагогического работника представляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении рекомендаций аттестационной комиссии по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника.
14. Решение аттестационной комиссии о результатах аттестации педагогических работников утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования. Педагогическим работникам, в отношении которых аттестационной комиссией принято решение о соответствии уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, соответствующая квалификационная категория устанавливается указанным распорядительным актом.
15. Аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, направляются работодателю педагогического работника в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссии для ознакомления с ними работника под роспись и принятия решений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613, ст. 3616; N 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604, ст. 3732; N 30, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717.
Аттестационный лист, выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, хранятся в личном деле педагогического работника.
16. Результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
III. Порядок аттестации педагогических работников с целью
подтверждения соответствия занимаемой должности
17. Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).
18. Аттестации не подлежат:
педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
19. Основанием для проведения аттестации является представление работодателя (далее - представление).
20. Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации, сведения о результатах предыдущих аттестаций.
С представлением педагогический работник должен быть ознакомлен работодателем под роспись не позднее, чем за месяц до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением работодателя.
21. Информация о дате, месте и времени проведения аттестации письменно доводится работодателем до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее, чем за месяц до ее начала.
22. Педагогические работники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности.
23. По результатам аттестации педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);
не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).
24. В случае признания педагогического работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации <*>. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации <*>).
--------------------------------<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613, ст. 3616; N 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604, ст. 3732; N 30, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717.
IV. Порядок аттестации педагогических работников
для установления соответствия уровня их квалификации
требованиям, предъявляемым к квалификационным
категориям (первой или высшей)
25. Аттестация педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводится на основании заявления педагогического работника.
Заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи.
26. Сроки проведения аттестации для каждого педагогического работника устанавливаются аттестационной комиссией индивидуально в соответствии с графиком. При составлении графика должны учитываться сроки действия ранее установленных квалификационных категорий.
27. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев.
28. Установленная на основании аттестации квалификационная категория педагогическим работникам действительна в течение пяти лет.
29. Педагогические работники могут обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.
30. Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.
31. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
имеют установленную первую квалификационную категорию;
владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
32. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
а) уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;
б) уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.
33. При принятии решения аттестационной комиссии о несоответствии уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия.
34. Квалификационные категории сохраняются при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации, в течение срока ее действия.
Аттестация работников образовательных учреждений
Рекомендации
«О формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников
государственных и муниципальных образовательных учреждений ».
1. Общие положения.
1.1. Нормативной основой для аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (приказ Минобразования России от 20.06.2000 №1908).
1.2. Настоящие Рекомендации регламентирует формы и процедуры аттестации педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений района.
1.3. Целью аттестации является определение соответствия достигнутого уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им заявленной квалификационной категории.
1.4. Основными задачами аттестации являются:
- стимулирование непрерывного профессионального роста педагогических и руководящих работников;
- выявление лидеров образования, передового педагогического опыта;
- усиление роли педагогической общественности в оценке результатов педагогической деятельности;
- материальная поддержка высокопрофессиональных педагогических и руководящих работников.
1.5. Аттестационными комиссиями учреждений образования настоящие Рекомендации используются в качестве примерных.
2. Проведение аттестации.
1. Формами проведения аттестационной экспертизы, являются:
для педагогических работников:
- самоанализ результатов профессиональной деятельности;
- самоанализ и представление результатов профессиональной деятельности;
- защита методической разработки, образовательной программы, проекта;
- экспертная оценка.
для руководителей учреждений образования, заместителей руководителя учреждений образования, руководителей структурных подразделений учреждений образования:
- представление результатов аттестации образовательного учреждения;
- самоанализ результатов профессиональной деятельности;
- самоанализ и представление результатов профессиональной деятельности;
- экспертная оценка.
2.2. Все формы аттестационной экспертизы предусматривают выявление уровня и результативности профессиональной деятельности аттестуемого.
2.3. Аттестуемый вправе избрать конкретные формы аттестации из числа указанных.
2.4. В ходе аттестации результаты профессиональной деятельности рассматриваются с учетом следующих критериев:
для педагогических работников:
- положительные результаты и динамика учебных достижений обучающихся за последние три года;
- положительные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам;
- использование современных образовательных технологий, в том числе информационно - коммуникационных, в процессе обучения по предмету и в воспитательной работе;
- обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.);
- участие в муниципальных, региональных научно-практических конференциях, проектах;
- повышение квалификации и профессиональная переподготовка за последние пять лет;
- позитивные результаты деятельности педагогических работников по выполнению функции классного руководителя для руководящих работников:
- высокое качество результатов обучения и воспитания;
- эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно - коммуникационных, в образовательном процессе и управленческой деятельности;
- обеспечение доступности качественного образования (низкий по отношению к региональному процент обучающихся, не получивших в Учреждении основное общее образование до достижения 15-летнего возраста; предоставление возможности получения образования в различных формах; реализация профильного обучения и др.)
- эффективность реализации программы развития учреждения;
- сочетание принципов единоначалия и самоуправления (демократичный характер принятия решений, эффективная деятельность органов самоуправления и т.д.);
- создание условий для сохранения здоровья обучающихся;
- позитивное отношение родителей (законных представителей), выпускников и местного сообщества к Учреждению;
- обеспечение условий пожарной безопасности и условий охраны труда участников образовательного процесса в Учреждении;
- участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах, проектах и т.п.;
- создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования.
2.5. Критерии по оценке деятельности педагогического работника, руководителя, заместителя руководителя, руководителя структурного подразделения применяются с учетом специфики образовательного учреждения.
2.6. Районная аттестационная комиссия может принимать решение об освобождении от экспертизы результатов профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников, награжденных государственными наградами Российской Федерации или КЧР, отраслевыми наградами Российской Федерации или КЧР, победителей конкурсов профессионального мастерства за последние три года при подтверждении категории:
- педагогическим работникам, руководителям структурных подразделений, заместителям руководителя образовательных учреждений на основании личного заявления на проведение аттестации и ходатайства руководителя образовательного учреждения;
- руководителям, образовательных учреждений на основании личного заявления на проведение аттестации, если они награждены вышеперечисленными наградами в должности руководителей и образовательное учреждение имеет положительные результаты аттестации.
2.7. Решение о соответствии работника заявленной квалификационной категории при освобождении от экспертизы результатов профессиональной деятельности принимает районная аттестационная комиссия.
2.8. В целях дифференцированного подхода при аттестации различных категорий педагогических и руководящих работников в личном заявлении (по установленной форме):
- четко формулируются результаты работы за последние три года (или за период с момента предыдущей аттестации), которые аттестуемый предлагает предъявить в ходе аттестации;
- повышение квалификации за последние 5 лет (указываются сроки прохождения курсов, стажировок, семинаров, конференций и т.д.; общее количество часов);
- награды (полное наименование, год награждения);
- форма проведения экспертизы.
2.9. В ходе аттестации экспертам могут быть представлены документы, подтверждающие повышение квалификации, награждение аттестуемого, ходатайства администрации, руководителей структурных подразделений образовательного учреждения, отзывы родителей и учеников, подтверждающие высокую профессиональную компетентность аттестуемого, документы, свидетельствующие об участии в конференциях, выставках и т.д.; дипломы, свидетельства и т.д.
Также могут быть представлены методические разработки, рефераты, проекты, свидетельствующие об изучении и применении передовых технологий, современной научно-методической литературы и т.д.
3. Экспертные группы.
3.1. Для аттестации педагогических и руководящих работников образуются экспертные группы.
3.2. Составы экспертных групп по аттестации педагогических и руководящих работников на первую квалификационную категорию утверждаются Приказом начальника отдела образования.
3.3. Экспертная группа:
- рассматривает документы аттестуемых;
- составляет график проведения аттестации педагогических и руководящих работников;
- вносит на рассмотрение районной аттестационной комиссии предложение об освобождении от экспертизы результатов профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников;
- проводит экспертизу результатов профессиональной деятельности и готовит экспертное заключение;
- председатель экспертной группы, передает документы по итогам экспертной оценки за 3 дня до проведения заседания аттестационной комиссии секретарю районной аттестационной комиссии.
3.4. Районная аттестационная комиссия на основе экспертного заключения об уровне результативности профессиональной деятельности аттестуемого принимает решение о соответствии работника заявленной квалификационной категории.
Приложение №1 к рекомендациям «О формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений »
Сроки процедур аттестации педагогических и руководящих работников и муниципальных образовательных учреждений Прикубанского района:
15апреля - 30 июня - прием заявлений по установленной форме районной аттестационной комиссией.
До 1 октября:
- утверждение по согласованию составов экспертных групп по аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений района;
- рассмотрение заявлений аттестуемых;
- принятие решений об освобождении от аттестационной экспертизы;
- утверждение графика проведения аттестации;
- доведение графика проведения аттестации до сведения аттестуемых, руководителей образовательных учреждений.
1 ноября - 30 апреля - проведение аттестации.
Примерные рекомендации по составлению самоанализа
при аттестации на I квалификационную категорию педагогических работников
учреждений дополнительного образования детей
Одной из вариативных форм проведения аттестационной экспертизы для педагогических работников является самоанализ результатов профессиональной деятельности аттестуемого муниципальных ОУ.
1. В самоанализе результатов профессиональной деятельности аттестуемый педагог дополнительного образования должен отразить не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитию многообразных личностных качеств обучающихся по двум группам показателей за последние три года:
- положительные результаты и динамику учебных изменений (фиксирующих предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные обучающимся в процессе освоения программы);
- положительные результаты и динамику личностных качеств, социализации обучающегося под влиянием занятий, разных форм воспитательной деятельности в данном детском объединении);
2. Результаты проведения аттестации обучающихся по программе (зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие, выставка, фестиваль, исследовательская конференция, защита творческого проекта, сдача нормативов, полевая практика, зачетный поход и т. д.).
3. Результаты и динамика обучения по программе на муниципальном, региональном, российском уровнях (призовые места обучающихся в конкурсах, выставках, спортивных соревнованиях различного уровня, фестивалях, победители и призеры исследовательских конференций и т.д.)
4. Использование современных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения и воспитания (на уровне использования методических приемов, отдельных компонентов и системы или целостной системы).
5. Анализ программы дополнительного образования детей (классификация программы, направленность, название, цели и задачи, содержание и т.д.)
6. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном, региональном уровне, открытые уроки, мастер-классы, семинары, авторские презентации и курсы, участие в конференциях и т. д.
7. Участие в муниципальных, региональных профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, проектах.
8. Повышение квалификации за последние 5 лет (указываются сроки прохождения курсов повышения квалификации, стажировок, семинаров, конференций, общее количество часов по программе курсов)
9. Позитивные результаты деятельности педагогов по организации работы с родителями и общественностью, в работе методических объединений учреждений дополнительного образования детей.
10. Методистам УДОД обратить внимание при самоанализе на повышение профессионального уровня педагогических кадров в осуществлении учебно-воспитательного процесса (информация о повышении квалификации, взаимодействие и координация с учреждениями повышения квалификации, повышение квалификации внутри учреждения, организация методических выставок и т.д.)
11. Самоанализ результатов профессиональной деятельности аттестуемого должен отражать специфику образовательного учреждения с учетом выше перечисленных критериев.
Для объективного рассмотрения вопроса о присвоении квалификационной категории аттестуемый может представить в экспертную группу портфолио, в который могут входить материалы, заверенные администрацией ОУ и подтверждающие достоверность выводов, сделанных на основе анализа:
- диагностические материалы, подтверждающие положительную динамику и результативность обучающихся за последние три года;
- копии свидетельств или сертификатов об окончании курсов повышения квалификации;
- копии дипломов кандидата, доктора наук; копии удостоверений об отраслевых и государственных наградах за последние три года при подтверждении квалификационной категории, если аттестуемый претендует на освобождение от прохождения процедуры аттестации;
- материалы, подтверждающие высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся;
- авторские методические материалы, которые аттестуемый использует в учебно-воспитательном процессе;
- представление администрации образовательного учреждения о результатах практической деятельности аттестуемого;
- другие материалы и документы (на усмотрение аттестуемого)
Примерные рекомендации по составлению самоанализа
при аттестации на I квалификационную категорию педагогических работников
муниципальных образовательных учреждений
Одной из вариативных форм проведения аттестационной экспертизы для педагогических работников является самоанализ результатов профессиональной деятельности аттестуемого.
В самоанализе результатов профессиональной деятельности аттестуемый может отразить следующие результаты работы:
· Положительные результаты и динамика учебных достижений обучающихся за последние три года: уровень обученности обучающихся, «качество знаний» обучаемых, результаты итоговой государственной аттестации выпускников и др.
· Положительные результаты внеурочной деятельности обучаемых по учебным предметам: участие школьников в предметных олимпиадах:
- школьный этап;
- муниципальный этап;
- региональный этап;
- российский этап.
Увеличение доли обучающихся, принимающих участие в исследовательских конференциях, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, выставках творческих работ и др.
· Использование современных технологий обучения, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения по предмету и воспитательной работе (на уровне использования методических приемов, отдельных компонентов системы или целостной системы).
· Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне, открытые уроки, мастер-классы, семинары, авторские презентации, участие в конференциях и т.д.
· Участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, проектах.
· Повышение квалификации за последние 5 лет (указываются сроки прохождения курсов повышения квалификации, стажировок, семинаров, конференций и т. д.; общее количество часов.
· Позитивные результаты деятельности педагогических работников по выполнению функции классного руководителя, руководителя педагогической практики студентов, участие в работе методических объединений.
Самоанализ результатов профессиональной деятельности аттестуемого должен отражать специфику образовательного учреждения, но с учетом выше перечисленных критериев.
Для объективного рассмотрения вопроса о присвоении I квалификационной категории аттестуемый может представить в экспертную группу портфолио, в который могут входить материалы, заверенные администрацией ОУ и подтверждающие достоверность выводов, сделанных на основе самоанализа:
· Диагностические материалы, подтверждающие положительную динамику и результативность обучающихся за последние три года.
· Копии свидетельств или сертификатов об окончании курсов повышения квалификации.
· Копии дипломов кандидата, доктора наук; копии удостоверений об отраслевых и государственных наградах, полученных за последние три года при подтверждении квалификационной категории, если аттестуемый претендует на освобождение от прохождения процедуры аттестации.
· Материалы, подтверждающие высокие результаты внеурочной деятельности обучаемых.
· Авторские методические материалы, которые аттестуемый использует в учебно-воспитательном процессе.
· Представление администрации образовательного учреждения о результатах практической деятельности аттестуемого.
· Другие материалы и документы (на усмотрение аттестуемого).
Примерные рекомендации к составлению самоанализа
при аттестации руководящих работников
муниципальных образовательных учреждений
Одной из вариативных форм проведения аттестационной экспертизы для руководящих работников является самоанализ результатов профессиональной деятельности, согласованный с учредителем (для директоров ОУ) либо с директором ОУ (для заместителей директоров ОУ).
В самоанализе руководитель указывает:
1. Данные об образовательном учреждении:
- лицензия (срок ее действия, приложения);
- дата прохождения последней аттестации ОУ;
- количество учащихся, классов;
- кадровое обеспечение: количество педагогических работников, их пед. стаж, квалификационные категории и др. данные;
- историческая справка об ОУ;
- материально-технические условия (изменения за период после предыдущей аттестации руководителя);
- информационное обеспечение (наличие компьютерных классов, программного обеспечения образовательной и управленческой деятельности, электронного банка данных, Интернет – линии, электронной почты и т. д.);
- другие данные (на усмотрение руководителя).
2. Результаты профессиональной деятельности руководителя раскрываются с учетом следующих критериев:
- высокое качество результатов обучения и воспитания детей;
- эффективное использование современных образовательных технологий (в т.ч. информационно-коммуникационных) в образовательном процессе и управленческой деятельности;
- обеспечение доступности качественного образования (низкий по отношению к региональному % обучающихся, не получивших в учреждении основное общее образование до достижения 15-летнего возраста; предоставление возможности получения образования в различных формах; реализация профильного обучения и др.);
- эффективность реализации Программы развития учреждения;
- сочетание принципов единоначалия и самоуправления (демократичный характер принятия решений, эффективная деятельность органов самоуправления и т.д.);
- создание условий для сохранения здоровья обучающихся;
- позитивное отношение родителей (законных представителей), выпускников и местного сообщества к учреждению;
- обеспечение условий пожарной безопасности и условий охраны труда участников образовательного процесса в учреждении;
- участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах, проектах и т.п.;
- создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования.
Критерии по оценке деятельности руководителя (заместителя руководителя, руководителя структурного подразделения) применяются с учетом специфики образовательного учреждения.
Для объективного рассмотрения вопроса о присвоении первой квалификационной категории аттестуемый может представить экспертной группе следующие материалы, подтверждающие достоверность выводов, сделанных на основе самоанализа:
- диагностические материалы, подтверждающие положительную динамику и результативность обучающихся за последние три года;
- копии свидетельств или сертификатов об окончании курсов повышения квалификации;
- копии дипломов кандидата или доктора наук, копии удостоверений об отраслевых и государственных наградах, полученных за последние три года при подтверждении квалификационной категории, если руководитель претендует на освобождение от прохождения от процедуры аттестации;
- документы, свидетельствующие об участии в выставках, конференциях, конкурсах, проектах, смотрах и т.п.
- материалы, подтверждающие высокие результаты внеурочной деятельности и дополнительного образования обучаемых.
- материалы, свидетельствующие об инновационной деятельности в ОУ и ее результатах.
- другие материалы и документы (на усмотрение руководителя)