Просим посетителей из школ Хабезского района присылать в РМК материалы для публикаций на сайте.Возможные темы: |
Сайт отдела образования
|
наименование программы |
Районная целевая программа «Приоритетные направления развития системы образования Хабезского муниципального образования на 2011-2015 годы» |
Заказчик Программы |
Администрация Хабезского муниципального образования |
Основания для разработки Программы |
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.июля 1992 года № 3266-1 (с последующими изменениями); 2. Закон Российской Федерации от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». 3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 21 января 2010 года. 4. Указ Президента Российской Федерации от 06.04.2010 г №325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи». 5.Закон Российской Федерации от 26.05.1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с последующими изменениями и дополнениями). 6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
10. Стратегический план социально-экономического развития Хабезского муниципального района. |
Основной разработчик Программы |
Отдел образования Администрации Хабезского муниципального района |
Цель Программы |
Обеспечение современного качества образования, направленного на развитие инновационной культуры выпускника школы в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства. Эффективная реализация основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и приоритетного национального проекта «Образование». |
Основные задачи Программы |
1) Обновление содержания образования на территории Хабезского муниципального района через: - демократизацию и совершенствование системы управления на основе делегирования полномочий на различные уровни управления, использования современных информационных технологий и привлечения к управлению образованием как можно большего числа субъектов образовательного процесса; - формирование системы общественной поддержки сферы образования, основанной на тесном взаимодействии ее с семьей, органами муниципальной власти, деловыми и социальными структурами; - наиболее полное удовлетворение запросов населения в доступном и качественном образовании; - разработку и внедрение механизмов повышения доступности услуг дошкольного образования; - формирование ключевых компетентностей у выпускников образовательных учреждений на основе перехода на государственные образовательные стандарты нового поколения; - внедрение в образовательный процесс системных подходов в использовании новых здоровьесберегающих технологий, основанных на качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников; - модернизацию системы поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; - обеспечение гражданского становления личности на основе развития разнообразных форм жизнедеятельности детских коллективов, включая детские общественные организации и объединения; - формирование открытой, широкой муниципальной системы оценки качества образования с участием всех участников образовательного процесса; - информационное обеспечение развития образовательной системы на всех уровнях – от управления и научно-методического обеспечения образовательного процесса до повышения информационной культуры субъектов образовательного процесса; - создание систем разноуровневого непрерывного повышения квалификации педагогических кадров; - развитие системы психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в общеобразовательных учреждениях; - обеспечение условий безопасности в образовательных учреждениях.
2) Развитие новых финансово-экономических и организационных механизмов деятельности муниципальной системы образования на основе: - реформирования системы бюджетных отношений в системе образования района; - повышения экономической эффективности использования кадровых, финансовых, материально-технических и управленческих ресурсов; - совершенствования новой системы оплаты труда; 3) Формирование в системе образования Хабезского муниципального района современной инновационной системы управления развитием и ресурсообеспечением, что включает в себя: - модернизацию научно-методического и материально-технического сопровождения образовательной деятельности; - создание муниципальной системы профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров образования, позволяющей повышать их компетентность на базе современного содержания; - развитие государственно-общественного управления образованием, расширение форм участия в делах образования родителей (законных представителей), общественности, общественных организаций, предпринимательских кругов; - развитие информатизации муниципальной системы образования за счет расширения и повышения эффективности использования ИКТ на всех уровнях организации образовательного процесса.
4) Повышение эффективности управления муниципальной системой образования через: - внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования; - внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями повышение эффективности институционального управления при изменении организационно-правовых форм деятельности муниципальных образовательных учреждений; - совершенствование информационного обмена и распространения эффективных решений; - совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства; - представление публичных докладов общеобразовательных учреждений и отражение в них участия управляющих советов в разработке, мониторинге и оценке результатов реализации программ развития школ и их образовательных программ; - повышение эффективности использования муниципальными образовательными учреждениями объектов культуры и спорта в интересах образования. |
|
|
|
|
|
|
Основные Программные мероприятия
|
9. Формирование и внедрение современной системы государственно- общественного управления образованием. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1. Обеспечение доступного качественного вариативного образования при эффективном использовании ресурсов. 2. Появление новых управленческих и образовательных практик, позитивно влияющих на повышение качества образования. 3. Достижение компьютерной грамотности у школьников и учителей на уровне навыков работы с информацией. 4 4. Оснащение образовательных учреждений современной компьютерной техникой. 5. Практическое применение педагогическими работниками инновационных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания учащихся. 6. Качественное психолого – педагогическое и медико – социальное сопровождение участников образовательного процесса. 7. Наличие в общеобразовательных учреждениях государственно – общественного управления качеством образования; 8. Функционирование системы оперативного получения достоверной информации о состоянии развития системы образования, индивидуальных достижениях учащихся, педагогических работников; 9. Практика публичных докладов о результатах деятельности образовательных систем. |
Разработчик программы |
Отдел образования администрации Хабезского муниципального района. |
Система организации контроля за выполнением программы |
Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 1 апреля следующего за отчетным годом информируют о ходе выполнения районной целевой программы «Приоритетные направления развития системы образования Хабезского муниципального образования на 2011-2015 годы» предоставляют отчет в Администрацию Хабезского муниципального района |
Исполнители мероприятий Программы |
Отдел образования Администрации Хабезского муниципального района, муниципальные образовательные учреждения – общеобразовательные и дошкольные учреждения, Центр творчества детей и подростков а. Хабез, Хабезского района |
Объемы и источники финансирования |
Общая сумма финансирования ______________тыс. рублей, в том числе: средства муниципального бюджета Хабезского района ____________ тыс. рублей; Республиканского бюджета ___________________ тыс. рублей; Федерального бюджета _______________________ тыс. рублей.
|
Сроки реализации Программы |
2011-2015 годы |
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Система образования Хабезского муниципального района в 2009-2010 годах функционировала и развивалась в соответствии с основными направлениями Республиканской целевой Программы «Развитие системы образования в Карачаево – Черкесской Республике на 2008-2010 годы».
СЕТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ЕЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Сеть образовательных учреждений, расположенных на территории района, разнообразна и в основном позволяет удовлетворить социальную потребность населения в предоставлении качественных образовательных услуг.
В районе функционируют:
31 муниципальное учреждение, в том числе 1 Лицей, 1 Гимназия, 1 открытая (сменная) школа, 13 дошкольных учреждений, 3 учреждения дополнительного образования.
Сеть образовательных учреждений района
№ п/п |
Образовательные учреждения |
Количество |
1. |
Средние общеобразовательные школы |
12 |
2. |
Основные общеобразовательные школы |
1 |
3. |
Начальные общеобразовательные школы |
1 |
4. |
Открытая (сменная) школа |
1 |
5. |
Дошкольные образовательные учреждения |
13 |
6. |
Детско-юношеские спортивные школы |
2 |
7. |
Центр творчества детей и подростков |
1 |
8. |
ВСЕГО: |
31 |
На протяжении последних лет происходило снижение числа учащихся школ района: с 3950 учащихся в 2006 году до 3021 -в 2010 году.
№ п/п |
Общеобразовательное учреждение |
Всего учащихся |
Количество классов |
Средняя наполняемость |
1 |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа а.Жако» |
226 |
15 |
15 |
2 |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа а. Али-Бердуковский» |
411 |
23 |
18 |
3 |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа имени Арашукова Р.Р. а.Хабез» |
522 |
27 |
24 |
4 |
МОУ «Лицей – интернат имени Е.М.Хапсироковой а. Хабез» |
259 |
12 |
21 |
5 |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа а. Зеюко» |
260 |
17 |
15 |
6 |
МОУ «Гимназия имени И.А.Амирокова а. Кош-Хабль» |
276 |
19 |
15 |
7 |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа а. Малый Зеленчук» |
146 |
11 |
13 |
8 |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Бавуко |
122 |
11 |
11 |
9 |
. МОУ «Средняя общеобразовательная школа имени Героя России О.М.Карданова а.Псауче-Дахе» |
212 |
12 |
18 |
10 |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа а.Кызыл-Юрт» |
59 |
11 |
5 |
11 |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа а.Бесленей» |
317 |
20 |
16 |
12 |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа а.Инжичишхо |
131 |
11 |
12 |
13 |
МОУ «Основная общеобразовательная школа а. Абазакт» |
25 |
8 |
3 |
14 |
МОУ «Начальная общеобразовательная школа а.Али-Бердуковский |
55 |
4 |
14 |
|
ИТОГО: |
3020 |
201 |
15 |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Обеспечение качества образования выступает сегодня главным показателем результативности образовательной системы, эффективности, проводимых в образовании реформ. Управление качеством образования должно обеспечить не только функционирование образовательной системы, но и - в обязательном порядке - ее развитие. Это одна из основных задач образовательных учреждений в перспективе.
В 2009 - 2010 учебном году в 1-11 классах обучалось 3021 ученик. По итогам года качество знаний составляет 54%.
Среднее (полное) общее образование получили 268 учащихся, в том числе получили аттестаты особого образца – 28 выпускников:
с золотой медалью – 16 учащихся, с серебряной медалью – 12.
9- ый класс окончили 383 учащихся. Из них аттестаты с отличием получили 32 ученика.
Годы |
К-во выпускников |
Аттестат с «серебряным» тиснением. |
Аттестат с «золотым» тиснением |
2007-2008 |
406 |
10 |
20 |
2008-2009 |
322 |
11 |
18 |
2009-2010 |
268 |
12 |
16 |
В 2009 – 2010 году в общеобразовательных учреждениях района детей, обучающихся на дому -68, из них 31 –это - дети – инвалиды.
В рамках реализации нового направления Приоритетного национального проекта «Образование» - «Создание условий для организации дистанционного обучения детей – инвалидов, нуждающихся в обучении на дому» на базе МОУ СОШ №1 а. Хабез создан Центр дистанционного обучения детей – инвалидов, где обучается 8 детей – вторых-третьих классов (дистанционно). Дети будут обучаться информатике.
В районе проведена планомерная работа по организации летнего отдыха при школах. В 9 пришкольных лагерях отдыхают 331 ученик в один поток. Питание для детей организовано из расчета 85 рублей в день на одного ребенка. Работа школьных лагерей находится под постоянным контролем Отдела образования района.
Важным элементом в создаваемой системе контроля качества образования является Единый государственный экзамен.
.Отдел образования и школы, с учетом результатов ЕГЭ 2006, 2007, 2008, 2009 годов, приняли ряд мер по корректировке организации образовательного процесса, повышению квалификации учителей -предметников. Выпускниками были освоены технологии работы с контрольно-измерительными материалами.
Выпускники района, республики и в целом Российской Федерации, сдавали экзамены в форме ЕГЭ по 11 предметам. Экзамены
по двум предметам- русскому языку и математике являлись обязательными для получения аттестата о среднем (полном) общем образовании.
В 2010 году школы района окончили 239 учеников, из них экзамены в форме ЕГЭ сдавали 234 учащихся, 5 выпускников проходили итоговую аттестацию в щадящем режиме, т.е. сдавали экзамены в традиционной форме. Из 239 выпускников, сдававших ЕГЭ по русскому языку от 37 до 50 баллов набрали 40 учеников, от 50-до 60 баллов получили 60 выпускников,от 60 до 70 баллов набрали 88 учащихся, от 70 до 80 баллов- 42 ученика, от 80 до 90 баллов- 8 учеников и выше 90, т.е. 94 балла получил 1 выпускник.
Математику в форме ЕГЭ сдавали 238 выпускников. Все они преодолели минимальный порог- 21 балл. Из этого количества до 50 баллов получили 56 выпускников, до 60- 46 выпускников, от 60 до 70 набрали 106 выпускников, от 70 до 80- 26 выпускников, от 80 до 90- 1 выпускник и выше 90 набрали 3 выпускника. С экзаменами по выбору тоже выпускники района справились неплохо.
Биологию в форме ЕГЭ сдавали 48 выпускников района. Из них до 58 баллов набрал 1 выпускник, до 60 баллов тоже 1, от 60-70 набрали 8 выпускников, от 70-80 набрали 20 выпускников, от 80-90 баллов получили 17 учащихся, выше 90 набрали 2 выпускника.
Литературу в форме ЕГЭ сдавали 5 выпускников. Один набрал 55 баллов, 2 – от 60-70 баллов, от 70-80 получил 1 выпускник, от 80 до 90 – 1.
Химию в форме ЕГЭ сдавали 28 выпускников района. Из них 1 набрал 50 баллов. , от 60 до 70 баллов получил 1 ученик, от 70 до 80 – 10 выпускников, от 80 до 90 – 8 выпускников, выше 90 баллов набрали 6 выпускников, и 100 баллов из 100 возможных набрали 2 выпускника:
1- выпускник МОУ «Гимназия им.Амирокова И.А. а.Кош-Хабль»;
1- выпускник МОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Бавуко».
Английский язык в форме ЕГЭ сдавали 8 выпускников, из которых 2 - набрали невысокие баллы- 5 и 18 баллов, 1 набрал 34 балла, до 60 баллов набрал 1 выпускник, 1 выпускник набрал от 60 до 70 баллов, от 70 до 80 баллов набрали 3 выпускника.
Экзамен по информатике в форме ЕГЭ выпускники района не сдавали.
Руководителям школ при представлении на аттестацию педагогических работников и при распределении часов, необходимо учитывать результаты выпускных экзаменов их выпускников.
В рамках Программы Президента КЧР «Молодые кадры» выпускникам района будут предоставлены направления для целевого поступления по результатам ЕГЭ в ВУЗы и Сузы.
Приоритет при предоставлении направления будет отдан детям из малоимущих семей, детям-сиротам и находящимся под опекой, которые показали хорошие и отличные знания при обучении в школе.
Всего по району поступило 90 заявлений от учащихся для целевого поступления в ВУЗы и СУЗы страны и республики.
Активно развивается ученическое самоуправление: в 84% классов школ района действуют органы ученического самоуправления; функционирует районная Академия юных талантов, которая охватывает более 350 обучающихся разных возрастов.
Одной из основных задач Отдел образования ставит обеспечение высокого стандарта образования и социальной адаптации выпускников. Для ее решения необходимо дальнейшее развитие профильного обучения в общеобразовательных учреждениях района, а также повышение роли внутрисетевого взаимодействия и профориентационной работы в целом.
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.
В целях дальнейшего совершенствования качества образовательно- воспитательной работы, моделирование профессиональной деятельности как педагогической системы обучения, развитие способностей учащихся в интерактивной форме в образовательных учреждениях района продолжают действовать экспериментальные площадки:
В МОУ Лицее-интернате имени Е.М.Хапсироковой а. Хабез идет работа по 1 этапу экспериментальной работы по теме: «Технология проектного обучения как средство формирования ключевых компетенций учащихся» В Лицее практикуется проведение интегрированного экзамена с использованием метода проектов.
- МОУ Гимназия имени И.А.Амирокова а.Кош-Хабль. Тема: «Культура досуга школьников как фактор реализации здоровьесберегающих технологий.»
-МОУ СОШ а. Бесленей. Тема: «Профессиональное самоопределение как средство формирования у школьников профессионального интереса к определенной сфере деятельности».
- МДОУ «Нур» а. Хабез. Тема: «Решение здоровьесберегающих задач в экологическом воспитании и обучении дошкольников».
- В МДОУ «Сэтэней» а.Хабез - районная экспериментальная площадка «Воспитание дошкольников на традициях и обычаях адыгского народа»
В МДОУ «Детский сад «Нур» а.Хабез» проведен республиканский семинар «Быть здоровым - это здорово».
Районный методический кабинет принял участие в ежегодных республиканских Больших и Малых Кирилло – Мефодиевских чтениях.
В Больших Кирилло- Мефодиевских чтениях участвовала Пшеунетлова Гашегаг Меджидовн, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ имени С.Э.Дерева а. Инжичишхо, в Малых – Хабекирова Ася – ученица 10 класса средней школы имени С.Э.Дерева а. Инжичишхо.
Отдел образования района проводит определенную работу по обновлению содержания образования, повышая качество образования, осваивая инновационные образовательные технологии. Во всех школах введена предпрофильная подготовка на базе 9-классов. 392 учащихся района обучались по программам предпрофильной подготовки. В школах создан Банк данных по программам элективных курсов.
Согласно Плана работы Отдела образования в марте 2010 года исследовалось состояние предпрофильной подготовки и профильного обучения в школах района. Методисты Отдела разработали экспертную карту самоанализа состояния предпрофильной подготовки и профильного обучения, которая была апробирована в двух образовательных учреждениях: Лицее-интернате имени Е.М.Хапсироковой а. Хабез (директор Сидакова Ж.А.) и средней общеобразовательной школе №1 а. Хабез. (директор Гошокова М.Н..) В районе в 3 общеобразовательных учреждениях - МОУ Лицее - интернате имени Е.М.Хапсироковой а.Хабез, Гимназии имени И.А.Амирокова а. Кош-Хабль, СОШ а. Бесленее - открыто 9 профильных классов. Общая численность учащихся 10 классов, обучающихся в профильных классах -91, в 11 класса - 121 учащихся. Развитие профильного обучения играет положительную роль при проведении итоговых аттестаций школьников и при сдаче ЕГЭ. Учащиеся старшей ступени, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности.
Все учителя, которые работают в предпрофильных и профильных классах своевременно проходят проблемные модульные курсы.
Организация инновационных процессов в ОУ максимально приближена к проблемам школ. Это: подходы к управлению школой, актуальные проблемы качественного образования, реализация идей развивающего обучения, основы экономической культуры, проблемы экологического образования и воспитания.
Большой потенциал отечественной образовательной системы, задачи, стоящие перед системой образования сегодня определяет одно из основных направлений развития общего образования.
1. Обновление образовательных стандартов.
Проделана определенная работа по реализации Приказа Министерства образования и науки РФ по введению Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования. Создан Совет по введению ФГОС с 1 сентября 2010 года. МОУ Гимназия имени И.А.Амирокова а. Кош-Хабль является экспериментальной площадкой по введению ФГОС начального общего образования.
Ведется работа по разработке Плана – графика изменений и дополнений образовательной системы начальной ступени школы по введению нового стандарта. В общеобразовательных учреждениях района ведется планомерная работа по введению нового стандарта в первых классах с сентября 2011 года
Одной из приоритетных социальных задач является создание условий для выявления и развития одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей. Эту задачу мы решаем с помощью олимпиадного движения, участия детей в творческих конкурсах, проектах. В районе сформирована и работает целевая программа «Одаренные дети».
В 2009 -2010 учебном году Всероссийская олимпиада школьников проводилась по 16 предметам. В районном этапе олимпиады приняли участие 507 школьников, в республиканском этапе - 121 ученик. Эти данные говорят о том, что наблюдается увеличение числа участников и победителей. Так, например, если в 2009 году было всего 4 победителя республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников (по технологии, физической культуре и родному языку, то по итогам Олимпиады -2010 определилось - 7 победителей и призеров (победителей -5, призеров – 2).
Победитель республиканской олимпиады по биологии Кодзева Мадина –руководитель Ордокова Эльвира Умаровна, принимала участие во Всероссийской олимпиаде школьников.
Продолжается успешное сотрудничество учащихся Лицея а. Хабез, Гимназии а. Кош-Хабль, МОУ СОШ п. Бавуко, СОШ а. Али-Бердуковский, СОШ а. Инжичишхо с Национально- образовательной Программой «Интеллект будущего России»: 38 учащихся Лицея - интерната имени Е.М.Хапсироковой а. Хабез, 25-Гимназии имени И.А. а. Кош-Хабль, 9 – МОУ СОШ п. Бавуко, 8 учащихся МОУ СОШ а. Али-Бердуковский и 7 – МОУ СОШ имени С.Э.Дерева а. ИНжичишхо стали призерами и удостоены звания Лауреата, 32 ученика СОШ а. Али-Бердуковский и 10 - СОШ имени С.Э.Дерева а. Инжичишхо получили свидетельства участников заочных конкурсов по различным предметам.
82 учащихся Лицея - интернат а. Хабез являются участниками Международного on-line конкурса «Эрудиты планеты», (руководители- Санашокова Сатаней Хасановна и Тутова Салима Михайловна) и 50 являются участниками Всероссийского on-line конкурс «Призывники России».
Повышению доступности качества дополнительного образования детей, организации их содержательного досуга во многом способствует реализация ежегодного календаря Всероссийских массовых мероприятий с обучающимися. Школьники района приняли активное участие в различных мероприятиях.
Призером Всероссийского конкурса «Моя малая Родина – природа, культура, этнос» стала Темижева Лана Ибрагимовна, ученица МОУ СОШ а. Бесленей, (руководитель Карданова Фатима Борисовна, учитель географии и экономики).
ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»
Важным фактором модернизации Российского образования стал национальный проект «Образование». Динамика инновационных процессов, порожденная проектом, конкурсами школ и учителей, стала заметным эффектом его реализации.
В конкурсе национального проекта «Образование» за 5 лет участвовало 56 учителей и 6 общеобразовательных учреждений. Из них 20 учителей получили Грант Президента России в 100 тысяч рублей, 8 педагогов -обладатели Премии Президента КЧР.
В конкурсе лучших учителей, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках национального проекта «Образование – 2010» принимают участие 10 учителей школ района.
Традиционным стало проведение информационно-методических мероприятий на базе школ - победителей конкурса ПНП «Образование», носителей инновационного опыта. Так, на базе Лицея а. Хабез имени Е.М.Хапсироковой проведен районный семинар заместителей директоров по методической и воспитательной работе по подведению итогов опытно- экспериментальной работы на тему: «Моделирование личностно- ориентированного образовательного пространства», Гимназии имени И.А.Амирокова а. Кош-Хабль – районный семинар школьных библиотек с приглашением учителей истории на тему: «Качественное информационное сопровождение педагогов и учащихся – ведущая роль школьной библиотеки» и на базе СОШ а. Бесленей – семинар заместителей директоров по учебно-воспитательной работе на тему: «Инновационные технологии и современный образовательный процесс».
Участие педагогических коллективов школ района в реализации ПНПО активизировало инновационную деятельность в районе, результатом которой стали мероприятия по обмену инновационным опытом: круглые столы, семинары, открытые методические дни на базах ОУ-победителей. В системе образования благодаря участию школ в мероприятиях ПНПО получают развитие общественные формы управления: общешкольные Советы образовательных учреждений, родительские комитеты, попечительские советы (28 школ, 93
Повысилась открытость и прозрачность деятельности системы образования района через внедрение таких форм работы как:
- районный августовский педагогический совет с приглашением родительской общественности, общественных организаций, представителей предпринимательских кругов и СМИ;
- публичные доклады всех руководителей общеобразовательных учреждений по итогам отчетного периода работы перед общественностью, учредителем и органами власти в поселениях;
- радио и теле-эфиры, статьи в республиканских газетах;
- выставки достижений системы образования в ходе массовых мероприятий районного и республиканского уровней.
Ежегодно проводится мониторинг результативности реализации ПНПО общеобразовательными учреждениями, анализ, которого способствует определению путей совершенствования их деятельности. По итогам учебного года (с учетом результатов итоговой государственной аттестации) выводится рейтинг деятельности образовательных учреждений в районе, выявляются системные проблемные места в работе каждого образовательного учреждения.
В образовательных учреждениях активно развивается конкурсное движение. Ежегодно педагоги школ района принимают участие в профессиональных конкурсах «Лучшая школа года», «Учитель года», «Воспитатель года», «Лучший воспитатель детского сада», «Лучший двор», «Лучший муниципальный детский сад».
Конкурсы мобилизуют педагогов, заставляют их творчески развиваться, продумывать и заново осмысливать свою деятельность. Конкурс является хорошим стимулом к повышению качества работы, инициируют новые идеи и стимулируют активную деятельность учителей.
На базе МОУ Лицей а.Хабез, первого победителя конкурса ПНПО-2006, создана творческая площадка, где проводятся круглые столы, «мастер-классы», консультационные и учебные семинары.
Учреждение премии Президента России и КЧР, предназначенной на поощрение лучших учителей, ежемесячное вознаграждение за классное руководство, включая учителей начальных классов - свидетельство тому, какое важное значение придается государством учителю, необходимости повышения престижа и значимости учительского труда.
Сегодня в районе сложилась четкая система конкурсного движения, это подтверждают результаты республиканских конкурсов.
Призером республиканского конкурса «Учитель года-2010» стала победитель районного этапа конкурса Эшрокова З.М.,учитель истории и обществоведения МОУ Лицей-интернат а. Хабез имени Е.М.Хапсироковой и Санашокова Ирина Мардасовна, воспитатель детского сада «Нур», победитель районного конкурса «Воспитатель года-2010» стала призером республиканского этапа конкурса.
МОУ Лицей- интернат имени Е.М.Хапсироковой стал победителем республиканского этапа Всероссийского конкурса «Лучшие школы России-2010» .
По поручению Президента РФ Д.А.Медведева в 18 субъектах Российской Федерации, в том числе и в Карачаево-Черкесской Республике, с апреля 2010 года в 4 классах школ района проходит апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
13 общеобразовательных учреждений, это 18 учителей и 221 ученик, участвуют в апробации учебного курса. Тренеры – преподаватели Карданова Аксана Борисовна – учитель истории МОУ СОШ а. Зеюко и Братова Марина Довлетовна – учитель начальных классов МОУ Гимназии имени И.А.Амирокова а Кош-Хабль проходили обучение в Москве.
Проделана определенная работа по реализации Приказа Министерства образования и науки РФ по введению Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования. Создан Совет по введению ФГОС с сентября 2010г. МОУ Гимназия имени И.А.Амирокова а. Кош-Хабль является экспериментальной площадкой по введению ФГОС начального общего образования.
Ведется работа по разработке Плана – графика изменений и дополнений образовательной системы начальной ступени школы по введению нового стандарта. С 1 сентября 2011года вводится в действие Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования.
В целях поддержки молодых педагогов, содействия их профессиональному росту и повышению квалификации, в каждой школе создана Школа молодого учителя, на заседаниях которой изучаются нормативные документы, теории и методики преподавания предметов.
Объектом рассмотрения являются следующие вопросы:
- знакомство с применением новых форм и методов на уроках;
- реализация темы по самообразованию в работе учителя;
- индивидуальная работа на уроках со слабыми учащимися;
- организация учебного процесса в группе продленного дня;
- о недопустимости перегрузок учащихся;
- посещение уроков опытных учителей;
- встречи с победителями конкурсов: национального проекта «Образование», «Учитель года», «Воспитатель года».
В рамках реализации одного из основных направлений Приоритетного национального проекта «Образование» - «Внедрение современных образовательных технологий» все общеобразовательные учреждения подключены к сети Интернет, во всех компьютерах школ установлены лицензионные стандартные базовые пакеты программного обеспечения. К сожалению, большая часть компьютеров не соответствуют современным требованиям.
В планах Хабезского РОО – создание единого информационного пространства образовательных учреждений района и создание школьных сайтов. Каждая школа района имеет программу информатизации школы на несколько лет. Выполнение этого плана позволит школам шире использовать новые информационные технологии в обучении учащихся
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Эффективная деятельность районного методического кабинета невозможна без глубокой аналитической работы, стабильного информационного обмена со всеми заинтересованными организациями и общественностью. Сегодня современная образовательная система в рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» заинтересована в педагогах, которые ориентированы на выявление и решение проблем, активное участие в инновационной деятельности, в управление развитием образовательного учреждения, обеспечение его конкурентных преимуществ. Педагоги ждут поддержки и организационной помощи в обновлении знаний по преподаваемым предметам, что особенно актуально в связи со стратегией обновления содержания общего образования.
Свою главную задачу методкабинет в области содержательно-организационных аспектов деятельности видит в том, чтобы выявлять и поддерживать инициативы, найти и внедрить механизмы их эффективной реализации и распространения в муниципальной системе образования, оказывать помощь каждому педагогу адресно, своевременно и конкретно.
Основными направлениями информационно- аналитической деятельности методического кабинета являются:
- обновление содержания образования;
- освоение и внедрение современных образовательных информационных технологий;
- участие в эксперименте по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
- руководство и координация деятельности методических объединений в совершенствовании работы по обновлению содержания образования;
- сбор, систематизация и анализ информации по основным направлениям деятельности системы образования района;
- эффективное использование электронной почты для документооборота;
- удовлетворение образовательных методических потребностей педагогов, повышение уровня профессиональной квалификации;
- систематическое обновление Банка данных передового педагогического опыта, создание школьных сайтов;
- повышение управленческой культуры руководителей образовательных учреждений;
- обеспечение и распространение лучшего педагогического опыта в образовательных учреждениях района.
Ежегодно в сентябре обновляется база данных «Педагогические кадры», которая содержит информацию обо всех педагогических работниках района.
Для руководителя общеобразовательного учреждения важно иметь оперативную и объективную информацию о результатах деятельности учреждения в сравнении с показателями других учреждений образования. С этой целью издается методический информационный бюллетень под редакцией методиста РМК Гошокова Я.И, в котором размещаются материалы из опыта работы педагогов, результаты мониторингов и диагностики по вопросам учебно-воспитательного процесса, различных конкурсов учителей и учащихся.
Районный методический совет является центральным звеном, который аккумулирует, обобщает и распространяет инновационные практики педагогов и общеобразовательных учреждений, направляет деятельность предметных методических объединений педагогов. Содержание и формы их работы проектируются с учетом результатов диагностики затруднений педагогов, анализа содержания и результатов инновационной деятельности школ и педагогов. Работа районных методических объединений учителей- предметников проходит нетрадиционно, в форме «Круглых столов», семинаров, практикумов, мастер - классов. Для них характерна практическая направленность: учителя обмениваются опытом работы, посещают открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Согласно Плана работы райметодкабинета, учитывая диагностические данные об уровне профессионализма кадров, методисты провели ряд семинаров, семинаров-совещаний, консультаций, открытых уроков для руководителей, заместителей директоров и учителей.
Проведены районные семинары на базе школ по всем основным предметам. На семинарах демонстрировались открытые уроки опытных учителей, творческие отчеты учителей по обобщению и распространению передового опыта и внеклассная работа с учащимися.
Состояние преподавания по учебным предметам, уровень обученности учащихся рассматриваются на Совете РОО, совещаниях директоров, на заседаниях методического Совета не реже чем 2 раза в четверти.
По итогам анализа состояния преподавания по учебным предметам, методисты разрабатывают методические рекомендации по совершенствованию уровня образовательного процесса.
В течение всего года раз в месяц проводилось заседание районного методического Совета, где рассматривались вопросы по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
В районе ежегодно проводится конкурс учащихся 9-11 классов на самое активное участие в развитии гражданского образования и самоуправления, а также - специальные уроки, посвященные жизни и деятельности Юрия Хамзатовича Калмыкова, общественного и государственного деятеля, юриста с мировым именем.
Впервые проводилась конференция молодых исследователей школ района с целью развития интеллектуального и художественного творчества учащихся, привлечения их к исследовательской, проектной и творческой деятельности, поиска и поддержки одаренных детей и подростков. В работе конференции принимали участие 14 школьников, представители 9 общеобразовательных учреждений Участники Форума молодых исследователей отметили, что исследование – это прекрасная возможность для развития мотивации к учебной деятельности, и его можно использовать на всех уровнях обучения.
Проведение районной конференции молодых исследователей стало одним из традиционных мероприятий, проводимых в районе.
ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕШКОЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Воспитательная работа в общеобразовательных учреждениях ведется по следующим направлениям: гражданско- патриотическое, духовно- нравственное, правовое, художественно-эстетическое, трудовое экологическое, туристско-краеведческое. Особое внимание уделялось изучению и внедрению Республиканской целевой программы «Патриотическое воспитание граждан на 2008-2011 годы»
В 2009-2010 уч.г. внеклассная и внешкольная воспитательная работа в образовательных учреждениях была ориентирована на формирование гражданских и патриотических качеств учащихся. Она была направлена на подготовку и проведение Года Учителя, 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне и 146-летию со Дня окончания Русско-Кавказской войны. В рамках подготовки к этим знаменательным датам были проведены конкурсы сочинений, чтецов собственного сочинения, плакатов, рисунков. Победители районных конкурсов награждены грамотами и поощрены денежными премиями. Школьники Хабезского района принимали участие в конкурсах, проводимых республиканским научным объединением учащихся «Детская академия развития» и ими были достигнуты определенные успехи. В секции «Военная история» Шумахова Лилия Османовна ( Лицей- интернат им.Хапсироковой Е.М.) заняла 2 место . В секции «Великая Отечественная война» Мамхягова Марина Мурадиновна заняла 3 место ( руководитель: учитель истории СОШ а.Жако Мамхягов В.Г.) Учащиеся ОУ приняли активное участие в Месячнике спортивно-массовой работы, спортивных соревнованиях «А ну-ка, призывник!». Традиционно были проведены Уроки мужества, героические поверки, встречи учащихся с ветеранами войны и с воинами-афганцами. 21.04.2010г. в школах прошел Единый День памяти, посвященный 65- летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. С 1-9 мая состоялась Вахта Памяти. С 15-21 мая - Неделя, посвященная Дню окончания Русско-Кавказской войны.
В а. Бесленей состоялось торжественное открытие Мемориального комплекса: «Жителям аула Бесленей, принявшим в 1942 году и воспитавшим детей блокадного Ленинграда». Созданы отряды из числа учащихся, осуществляющих шефство над ветеранами Великой Отечественной войны и труда.
В общеобразовательных учреждениях района проведена большая работа по оформлению школьных музеев, Залов Боевой Славы к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. В МОУ СОШ а. Зеюко в рамках подготовки празднования Дня Победы открыт Зал Боевой Славы. Большая работа проведена в школьных музеях а. Псаучье-Дахе, Жако, Малый-Зеленчук, Абазакт, Бесленей, где накоплен большой опыт внеклассной воспитательной работы по развитию патриотизма у учащихся, гордости за историческое прошлое страны, внедрению прогрессивных обычаев и традиций народов Карачаево-Черкесской Республики.
В районе стала традицией проведение Недели, посвященной Дню черкесской письменности. В фестивале-конкурсе «Язык мой, душа моя, мой мир» приняли участие все образовательные учреждения.
В рамках этой Недели проводился районный конкурс учителей родных языков.
В районном конкурсе «Воспитатель года 2010» победила Санашокова Ирина Мардасовна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Нур» а. Хабез
В районе состоялось торжественное открытие Года учителя.
В рамках Года учителя и во исполнение Обращения участников V республиканского Форума отцов в Хабезском муниципальном районе 27 февраля 2010 года проведено традиционное собрание отцов по теме: «Отец. Отечество. Отчизна» с целью привлечения внимания общественности, укрепления сотрудничества и взаимопомощи семьи, общественности и системы образования, повышения роли отцов в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Профилактика безнадзорности, правонарушений рассматривается как необходимая и естественная составляющая деятельности школы.
На внутришкольном учете состоит 24 человек, на учете в наркологическом диспансере учащихся нет. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. В общеобразовательных учреждениях работу с детьми, склонными к правонарушениям, ведут социальные педагоги и психологи. Во всех общеобразовательных учреждениях проведены: Месячник по профилактике правонарушений и предупреждению безнадзорности, Месячник по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения, Неделя правовых знаний.
Одним из важнейших направлений воспитательной работы в школах района является работа по профилактике и воспитанию здорового образа жизни учащихся.
Трудно сегодня переоценить значение физкультурно-массовой работы. Ведь эта работа направлена на укрепление самого ценного для каждого человека – здоровья. Плохие материально-бытовые условия в семьях, врожденные, наследственные и приобретенные заболевания, тяжелая экологическая обстановка – все это отрицательно сказывается на здоровье детей. Вот почему только 10-12% выпускников имеют нормальное здоровье. Единственное, что может исправить ситуацию систематические занятия спортом и физкультурой.
В районе две спортивные школы, которые работают в соответствии с разработанным Уставом.
В спортивной школе а.Хабез 3 отделения: бокс, вольная борьба, футбол, где занимаются 612 детей.
В СДЮШОР (Школа олимпийского резерва) - 5 отделений: дзюдо, самбо, бокс, настольный теннис, аэробика, где занимаются 387 учащихся.
В Хабезском районе работает Центр творчества детей и подростков, Где занимаются в 64 объединениях 1853 учащихся от 6 до 16 лет. Дети занимаются по программам соответствующих их интересам и уровню запросов.
Аттестация педагогических работников
Основная задача методического кабинета – методическая и профессиональная подготовка учителя к тому, что в будущем объектом оценки станет вклад учителя в разработку и реализацию образовательной программы школы.
На основании действующего Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в 2009-2010 учебном году аттестовано на высшую квалификационную категорию 105 человек, на 1 категорию - 121 учитель. Между тем, сравнительный анализ качества обучения в наших школах с числом учителей, имеющих категории показывает, что во многих образовательных учреждениях допускается поверхностный, необъективный подход к оценке труда претендентов на категорию. Упрощенный, нетребовательный подход к оценке труда аттестуемых не способствует их профессиональному росту и повышению результативности труда. Отделу образования, руководителям образовательных учреждений необходимо ужесточить требования при рассмотрении данного вопроса, необходимо полнее использовать возможности, заложенные в Положении по аттестации в целях повышения качества обучения.
Охрана прав несовершеннолетних осуществляется в соответствии с региональными и Федеральными законами.
На учете в органе по опеке и попечительству Администрации Хабезского муниципального района состоит 127 детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые проживают в 78 опекунских и приемных семьях (приемных семей-17). Из них получают денежные средства 112 детей, в том числе 18 детей в возрасте до 6 лет.
В 2008 году создано 3 приемных семей с охватом 8 приемных детей и в 2009 году 11 приемных семей с охватом 19 приемных детей, в 2010 году- 3 приемных семей с охватом- 5 детей. Размер денежных средств на содержание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Хабезском районе , проиндексирован с 1 января 2010 года и составляет для детей до 6 лет 5465 рублей и для детей от 6 до 18 лет- 6423 руб. Своевременность выплаты денежных средств на постоянном контроле в органе по опеке и попечительству Администрации Хабезского муниципального района.
В органе по опеке и попечительству ведется учет детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не имеют своего жилья и за ними не закреплено никакого жилья.
На учете в Министерстве образования и науки Карачаево- Черкесской республики на получение жилья состоят 29 человек, на районном- 47.
В 2008 году получили жилье 3 человека, в 2009- 1 человек.
Дошкольные учреждения
В Хабезском муниципальном районе функционируют 13 дошкольных учреждений. В них воспитываются 1357 детей, что составляет 63% детского населения района. Детский сад «Дыгъэ» находится на реконструкции. Дошкольные учреждения полностью укомплектованы кадрами. В настоящее время из 162 педагогических работников ДОУ высшее профессиональное образование имеет 81, средне-специальное - 83. В штаты четырех детских садов введены единицы педагогов-психологов и логопедов.
В педколлективах дошкольных учреждений создана творческая обстановка, в работе используются передовые, современные методики дошкольного воспитания, самостоятельно разрабатываются нетрадиционные методы проведения занятий, работают кружки различных направлений. «Детский сад «Нур» а.Хабез» является республиканской экспериментальной площадкой по теме: «Решение здоровьесберегающих задач в экологическом воспитании и обучении дошкольников». В данном учреждении действуют изобразительная студия, зимний сад, музей.
В ДОУ района широкое применение нашли новые программы «Радуга», «Детство», «Здоровье», «Старт», «Сафи-Дансе», где учебная деятельность органично сочетается с прогулками, занятиями спортом, играми, досугом. Во всех детских садах района изучаются иностранный (английский), русский и родные языки, в том числе: черкесский в 11 садиках (1279 детей) и ногайский в 1 садике (24 детей). Дети в достаточной степени владеют понятиями, определениями, имеют соответствующие их возрасту и программным требованиям навыки к обучению. Ведется активная работа с детьми по подготовке к школе.
Главной задачей государственной политики и современного общества является сохранение и укрепление здоровья детей. Хорошо понимая актуальность этой проблемы, дошкольные учреждения района проводят большую работу по профилактике, оздоровлению и закаливанию детей. Так, например, в рамках эксперимента по здоровьесбережению в детском саду «Нур» регулярно проводятся мероприятия, способствующие укреплению здоровья детей. На базе этого детского сада 27 апреля 2010 года был проведен республиканский семинар по теме: «Здоровые дети – сильная Россия»! В дошкольных учреждениях района регулярно проводятся физкультурные праздники и закаливающие процедуры (солевое закаливание, босохождение, полоскание полости рта, фитотерапия, ароматерапия, использование Люстры Чижевского). Проведение подобных мероприятий способствует снижению заболеваемости, улучшению учебной деятельности детей, повышению экологической культуры как детей, так и их родителей. Совместно с Отделом образования Администрации Хабезского муниципального района в детских садах ежегодно проводятся конкурсы: «Воспитатель года», «Язык мой - душа моя, мой мир», «Мини-мисс».
Все детские сады принимали активное участие в районных конкурсах «Лучший детский сад», «Лучший двор детского сада». В республиканском этапе конкурса «Лучший двор детского сада - 2009» «Детский сад «Нарт» пос.Бавуко» занял 2 место, в республиканском этапе конкурса «Воспитатель года - 2009» Санашокова Ирина Мардасовна, воспитатель детского сада «Нур» а.Хабез заняла 2 место.
Проведение подобных мероприятий способствует улучшению учебной, воспитательной деятельности детей, повышению экологической культуры.
Особое внимание уделяется развитию самодеятельности детей в бытовых условиях, дисциплинированности, умению правильно сочетать умственную деятельность с двигательной.
Важнейшей задачей дошкольных образовательных учреждений района, как и всего общества, является обеспечение безопасности жизни и здоровья детей. Этому вопросу уделяется постоянное и пристальное внимание. Во всех детских садах имеются первичные средства пожаротушения, обеспечены нормативным количеством огнетушителей. С детьми проводятся специальные занятия по формированию навыков защиты себя от огня, разъяснению опасности игры со спичками и другими пожароопасными предметами. К сожалению, установленное оборудование автоматической противопожарной сигнализации имеет только детский сад «Золушка» а.Али-Бердуковский». Установка данного оборудования невозможна без финансовой поддержки из республиканского бюджета.
Неотъемлемой частью программы охраны жизни и здоровья детей является обеспечение безопасности дорожного движения. С этой целью с детьми в дошкольных учреждениях проводятся специальные практические занятия в игровой форме, беседы, оформляются красочные, привлекающие их внимание, стенды, по которым детям объясняют правила дорожного движения.
Но, несмотря на наличие отдельных трудно решаемых проблем, состояние воспитательно-образовательного процесса в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Хабезского района в целом отвечает требованиям времени.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Несмотря на сложные экономические условия, в районе планируется проведение ремонтных работ в школах и детских садах по подготовке образовательных учреждений к новому 2010-2011 учебному году.
Только финансирование района из республиканского бюджета может решить вопрос о завершении этих работ.
Участие педагогических коллективов школ района в реализации ПНПО активизировало инновационную деятельность в районе, результатом которой стали мероприятия по обмену инновационным опытом: круглые столы, семинары, открытые методические дни на базах ОУ-победителей. В системе образования благодаря участию школ в мероприятиях ПНПО получают развитие общественные формы управления: общешкольные Советы образовательных учреждений, родительские комитеты, попечительские советы (28 школ, 93%). На муниципальном уровне функционирует Общественный совет в сфере образования МО Тосненский район Ленинградской области, районный родительский совет, совет директоров, координационный совет по оптимизации сети образовательных учреждений, координационный совет по делам несовершеннолетних, районный опекунский совет, совет молодых специалистов, совет районной детско-молодежной организации «ПЛОТ». В школах-победителях развиваются Управляющие советы (7 ОУ, 25%).
Повысилась открытость и прозрачность деятельности системы образования района через внедрение таких форм работы как:
- районный августовский педагогический совет с приглашением родительской общественности, общественных организаций, представителей предпринимательских кругов и СМИ;
- публичные доклады всех руководителей общеобразовательных учреждений по итогам отчетного периода работы перед общественностью, учредителем и органами власти в поселениях;
- районные родительские собрания и совещания председателей родительских комитетов ОУ по вопросам обучения, воспитания и обеспечения безопасности, обучающихся в ОУ и во внешкольное время (4 раза в год);
- радио и теле-эфиры, статьи в газете «Тосненский вестник» председателя и специалистов комитета образования для родительской общественности по вопросам обучения и воспитания, занятости детей и подростков и летнего отдыха (4-6 раз в год);
- выставки достижений системы образования в ходе массовых мероприятий районного и поселенческого уровней.
Ежегодно проводится мониторинг результативности реализации ПНПО общеобразовательными учреждениями, анализ, которого способствует определению путей совершенствования их деятельности. По итогам учебного года (с учетом результатов итоговой государственной аттестации) выводится рейтинг деятельности образовательных учреждений в районе, выявляются системные проблемные места в работе каждого образовательного учреждения.
В образовательных учреждениях активно развивается конкурсное движение. Ежегодно педагоги школ района принимают участие в профессиональных конкурсах «Школа года», «Учитель года», «Воспитатель», «На лучшую организацию летней работы», «Сердце отдаю детям», «Лучшая школьная библиотека».
Ежегодно на августовской конференции поощряются денежными премиями победителей и призеров республиканской олимпиады школьников и районных конкурсов: «Учитель года», «Воспитатель года», «Лучший учитель родного языка», «Молодых исследователей», «Школа года».
В 2009-2010 учебном году функции классного руководителя выполняли 423 учителей школ района и получали денежное вознаграждение, определенное федеральным законодательством.
Объем выплат в месяц на одного классного руководителя составляет в среднем 1994,0 рублей.
Сумма выплат в 2009 году составила 10574,9 тыс. рублей, в том числе:
- федеральный бюджет - 5451,0 тыс. руб.;
- муниципальный бюджет - 5123,9 тыс. руб.
В рамках реализации направления «Государственная поддержка талантливой молодежи» в системе образования работает банк данных на одаренных учащихся, основными критериями отбора которых являются достижения на региональных, всероссийских, международных конкурсах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах.
Ежегодно на новогоднем празднике выпускники – отличники учебы получают ноутбуки от Главы Хабезского муниципального района.
Все эти меры способствуют тому, что с каждым годом в системе образования района увеличивается количество участников и призеров различных конкурсов школьников и заочных международных предметных олимпиад.
Основными задачами реализации направления «Информатизация образования» являются:
- использование в образовательном процессе новых информационных технологий и ресурсов сети Интернет;
- обучение педагогических работников компьютерным навыкам и Интернет-технологиям для эффективного их использования в образовательном процессе;
- развитие дистанционного обучения как дополнительного фактора профилизации образования;
- развитие единого информационного пространства системы образования района с выходом образовательных учреждений на областной и всероссийский уровень с собственными информационными продуктами (создание веб-сайтов, внедрение современных информационных образовательных программ).
На сегодняшний день 100% общеобразовательных учреждений района имеют выход в сеть Интернет и активно используют эту возможность в образовательных целях.
За последние 3 года прошли обучение более 650 человек по 9 образовательным программам курсов повышения квалификации руководящими и педагогическими работниками образовательных учреждений в рамках реализации приоритетного проекта «Образование». Цель обучения - организация активного внедрения в образовательную деятельность новых информационных технологий (НИТ).
В рамках направления «Школьное питание» в 2009-2010 учебном году, учитывая то обстоятельство, что качественное горячее питание школьников является основой здоровьесберегающих технологий, применяющихся в образовательном процессе, данное направление в последние годы стало одним из приоритетных. Кадровый состав поваров в целом позволяет говорить о том, что обучающиеся получают качественное питание в соответствии с требованиями, установленными к организации питания в образовательных учреждениях. С 2007 по 2010 год в школьные столовые за счет средств муниципального бюджета поставлено новое оборудование на сумму 807,0 тысяч рублей. Однако стоит признать, что этого недостаточно, и на сегодняшний день остро обозначилась проблема замены устаревающего технологического оборудования пищеблоков на оборудование, отвечающее современным требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации в этом направлении.
С 2006 по 2009 год в район в рамках ПНПО поступило 2 школьных автобуса и 2 микроавтобуса типа «Газель
3. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ, ПЛАНЫ МЕРОПРИЯТИЙ И ОБЪЕМЫ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ
3.1. Раздел 1. Развитие системы дошкольного образования
Обоснование проекта:
Модернизация системы образования вносит заметные изменения во все сферы деятельности дошкольных образовательных учреждений. Совершенствование нормативно-правовой базы дошкольного образования, расширение видового разнообразия ДОУ, потребность в повышения финансово-экономической самостоятельности учреждений, усиление требований к безопасности образовательного процесса, улучшение открытости дошкольного образования перед обществом, создание единого информационного пространства, расширение социального заказа к качеству и количеству образовательных услуг предполагают необходимость постоянного усовершенствования системы дошкольного образования на основе изучения социального спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений и степени удовлетворенности населения качеством данных услуг.
Государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые вводятся в действие с 1 января 2011 года, предполагают приоритет воспитательного сотворчества педагогов и детей и более самостоятельной детской образовательной деятельности в режиме работы дошкольных групп. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом их образования станет система игровой ориентации. Это потребует изменения стереотипов в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений, внедрения инновационного методического сопровождения и информатизации образовательного процесса; установления более тесных партнерских взаимоотношений с родителями, переоценки качества взаимодействия с учреждениями школьного образования, культуры и здравоохранения.
Привлечение учреждений различной организационно-правовой формы и формы собственности к решению проблем дошкольного образования будет способствовать обеспечению доступного и качественного образования детей этого возраста, активному включению родителей в процессы соуправления деятельностью образовательных учреждений, вовлечению заинтересованных сторон в реализуемые воспитательные проекты, что в свою очередь скажется на обеспечении равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу.
Расширение видового разнообразия форм организации дошкольного образования и укрепление системы предшкольного образования на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования поможет обеспечить преемственность в содержании и методах дошкольного и начального школьного образования, в создании развивающей игровой среды во взаимодействии педагога и ребенка, расширении его культурного и социального образовательного пространства.
Цели:
Задачи:
Основные мероприятия и объемы финансирования раздела «Развитие системы дошкольного образования»
Будет уточнено
3.2. Раздел 2. Обновление системы общего образования
Обоснование:
Одна из главных задач школьной работы – создать условия и предоставить детям возможности раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче будут соответствовать обновлённые образовательные стандарты, включающие три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения.
Постепенное внедрение новых образовательных стандартов в 1-ых классах начальной школы начнётся с 1 сентября 2010 года.
Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи – системы оценки качества образования.
Максимально востребованным является стратегическое управление качеством образования, опирающееся на динамическую оценку процессов и результата. Основой управленческой эффективности становится повышение степени достоверности получаемой информации и степени информированности всех уровней управления образованием о состоянии и развитии системы образования.
Конечным показателем эффективности, результативности управления качеством образования является качество подготовки выпускника образовательного учреждения и его успешная социализация.
Адаптацию выпускников на рынке труда, повышение их конкурентоспособности призвано обеспечить ведение на старшей ступени общего образования системы специализированной подготовки (профильного обучения), позволяющего максимально индивидуализировать обучение старшеклассников в целях их профессионального самоопределения. В дальнейшем, создание гибкой системы профильного обучения и кооперации системы среднего общего образования с системой начального, среднего и высшего профессионального образования позволит более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ профессионального образования.
Одним из инструментов обновления школьного образования является активное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса: доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к дидактическим программам, информационным технологиям, сетям и базам данных, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании, подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития наукоемких технологий.
Целевые региональные программы по данному направлению создали условия для поэтапного перехода к новому уровню образования. В рамках информатизации сферы образования перед системой образования района стоят задачи корректировки предпринимаемых шагов и выбора приоритетных направлений работы конкретно в условиях образовательных учреждений района.
Цели:
1. Наиболее полное удовлетворение запросов населения в доступном и качественном образовании, в том числе в сельской местности, обеспечивающем целостное гармоничное развитие личности ребенка и его более успешную интеграцию в современное социально-экономическое пространство Тосненского района.
2. Формирование системы обеспечения качества образования в соответствии с потребностями рынка труда района и области, условиями социального заказа и показателями успешности социальной адаптации.
Задачи:
Основные мероприятия и объемы финансирования раздела «Обновление системы общего образования»
Будет уточнено
3.3 Раздел 3. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья
Обоснование:
Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут получить качественного образования и необходимых для жизни социальных навыков только в системе специального образования, поэтому основной задачей на современном этапе становится интеграция их в современный социум. Для решения данной проблемы необходимо обеспечить доступность образования через предоставление возможности выбора различных форм интегрированного обучения, создать условия взаимодействия специального и общего образования.
Процесс адаптации таких детей в условиях массовой школы, а также необходимость ранней диагностики в целях своевременного выявления проблем в развитии требует сопровождения подготовленных специалистов, наличия специального оборудования и программного обеспечения.
Обеспечение доступности качественного образования предполагает:
- защиту прав личности ребенка, обеспечение его психологической и физической безопасности, психолого-педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
- квалифицированную комплексную диагностику возможностей ребенка, начиная с раннего возраста;
- участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям детей;
- оказание психологической помощи детям из «группы риска».
Цели:
Задачи:
Основные мероприятия и объемы финансирования раздела
«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья»
Будет уточнено
3.4.Раздел 4. Развитие системы дополнительного образования и воспитания
Обоснование:
Сегодня социальная стратегия развития дополнительного образования детей должна стать новой сущностной характеристикой его современной модели, обусловленной объективными факторами и подготовленной всем предшествующим развитием теории и практики дополнительного образования. Новая стратегия предполагает открытый характер дополнительного образования, полноценную реализацию его социальных функций – воспитывающей, развивающей, реабилитационной, компенсаторной, мотивационной; востребованность учреждениями дополнительного образования воспитательного потенциала других социальных институтов и прежде всего - семьи, расширение сетевого взаимодействия, социального партнерства, сотрудничества специалистов дополнительного образования и других ведомств.
Качество дополнительного образования детей способно влиять на качество жизни, так как раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата, приучает к здоровому образу жизни.
В настоящее время особую актуальность представляет рассмотрение вариантов взаимодействия учреждений дополнительного образования и детских общественных организаций и движений с точки зрения интеграции их усилий в формировании гражданской позиции личности.
Результатом работы в данном направлении станет совершенствование единого воспитательного пространства в масштабах муниципального образования в соответствии с современными требованиями к воспитанию в обучающихся человеческих и гражданских качеств.
Система воспитания достигнет поставленной цели, если возникнет устойчивый характер связей основного и дополнительного образования, образовательных учреждений и родительской общественности. Обеспечение обучающимся наиболее полного доступа к услугам дополнительного образования и внешкольной досуговой деятельности позволит наиболее полно раскрывать их лидерские, творческие, мировоззренческие инициативы и способности.
Важной позицией современной воспитательной педагогики является то, что становление и образование человека не может происходить вне окружающей социокультурной среды, вне исторического и социального контекста развития той местности, в которой он родился и живет. Поэтому для успешного становления человека как личности необходимы глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с природой, укладом жизни людей, народными традициями местности его проживания – «малой родины».
Культурно-историческое своеобразие Карачаево –Черкесской Республики, традиции народов, проживающих в республике заключают в себе мощный воспитательный потенциал, который должен в эффективной мере найти свое отражение в функционировании системы воспитания.
Цели:
Задачи:
Основные мероприятия и объемы финансирования раздела «Развитие системы дополнительного образования и воспитания»
Будет уточнено
3.5.Раздел 5. Педагогические кадры, совершенствование системы научно-методического сопровождения учителя
Обоснование:
Реализация мероприятий раздела направлена на дальнейшее развитие системы образования муниципального образования Хабезского района, освоение новых педагогических технологий, повышение качества образования, уровня профессиональной квалификации и компетентности педагогических и руководящих кадров. Особую актуальность и значение приобретает эффективное кадровое сопровождение модернизации системы образования в целом, которое связано с разработкой кадровой политики отрасли «образование» в районе, обеспечивающий высокий профессионализм каждого педагога.
Большая роль в успешном развитии любого образовательного учреждения отводится руководителю, его управленческим функциям, профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности, психологической готовности к самостоятельному хозяйствованию, умению создать условия для всех участников образовательного процесса в достижении новых результатов.
Социальная поддержка молодых специалистов, материальное стимулирование работников отрасли, профориентационная работа с учащимися образовательных учреждений, работа по целевому заказу муниципального образования на подготовку специалистов для отрасли «образование», привлечение специалистов из других сфер деятельности для работы в образовательных учреждениях позволят решить задачи кадрового обеспечения образовательных учреждений.
Цели:
1. Создание условий для удовлетворения потребностей образовательных учреждений в педагогических кадрах через организацию исследований социального запроса на образовательные услуги, организацию профориентации и целевого обучения молодежи на педагогические профессии, создание системы целевой подготовки педагогических кадров.
2. Создание системы непрерывного педагогического образования, а также системы адресной подготовки, переподготовки специалистов для муниципальных образовательных учреждений с максимальной ориентацией на заказ образовательных учреждений с учетом социального запроса.
3. Повышение социального статуса педагогических работников.
Задачи:
Основные мероприятия и объемы финансирования раздела «Педагогические кадры, совершенствование системы научно-методического сопровождения учителя»
Будет уточнено
3.6.Раздел 6. Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях образования
Обоснование:
Социально-экономическое развитие страны, уровень развития современного общества требуют того, чтобы молодежь была лучше подготовлена к взрослой жизни, к выполнению своих обязанностей перед государством, обществом, семьей, а значит, была более здоровой. В связи с этим необходимо учитывать, что в подростковом возрасте закладывается отношение к питанию, физической культуре, формируются навыки здорового образа жизни, сексуального поведения и одновременно появляются факторы риска хронических заболеваний. Резко изменяется структура угрозы здоровью и жизни подростка, включающая алкоголь и наркотики, ранние половые связи и преждевременную беременность.
Особенностью организации образовательного процесса в образовательном учреждении любого типа и вида является то обстоятельство, что именно в образовательном учреждении участники образовательного процесса проводят большую часть своего рабочего времени.
В связи с этим забота о здоровье участников образовательного процесса, включая его сохранность и укрепление, формирование у подрастающего поколения приоритетного отношения к собственному здоровью как жизненной ценности, в том числе, посредством развития физической культуры, продление трудового долголетия педагогов, становится одной из функций образования, выделенной в приоритетную область в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Реализация данной функции связана с принятием мер, направленных на минимизацию в условиях образовательного процесса факторов, негативно влияющих на здоровье, введение в практику работы образовательных учреждений здоровье сберегающих технологий, проведение профилактических медицинских и оздоровительных мероприятий, создание организационных условий для полноценного обеспечения обучающихся занятиями по физической культуре в рамках образовательного процесса в образовательных учреждениях. Кроме того, в связи с современными требованиями к обеспечению противопожарной и антитеррористической безопасности приоритетным в настоящее время является направление, связанное с обеспечением комплекса мер, способствующих безопасному пребыванию обучающихся и персонала в образовательных учреждениях.
Цели:
Задачи:
Основные мероприятия и объемы финансирования раздела «Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях образования»
Будет уточнено
3.7. Раздел 7. Реализация приоритетного национального проекта «Образование»
Обоснование и цели:
Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.
Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство: принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.
Информатизация образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приводит к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, а также автобусы для сельской местности существенно повышают доступность качественного образования обучающихся.
В связи с этим на муниципальном уровне необходимо создать условия для реализации направлений:
1.Модернизация институтов образования как инструментов социального развития, которое подразумевает стимулирование процессов реализации во всех ОУ направлений:
- по обеспечению повышения доли школьников, обучающихся в современных условиях,
- по совершенствованию системы школьного питания;
- по предоставлению во всех общеобразовательных учреждениях доступа к образовательным ресурсам через Интернет.
- по развитию дистанционного образования детей-инвалидов,
- по созданию оптимальных условий для развития одаренных и талантливых детей;
- по развитию государственно-общественного характера управления в образовании, расширение форм участия в делах образования родителей (законных представителей), общественности, общественных организаций, представителей предпринимательства,
- по реализации комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности сферы образования, способствующих притоку материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования
2. Развитие инновационного характера базового образования как основы становления экономики знаний через стимулирование и использования опыта:
- общеобразовательных учреждений, комплексно применяющих новые организационно-экономические (инновационные) механизмы в общем образовании;
- лучших учителей;
- выявления, обучения и воспитания талантливых обучающихся.
Задачи:
Основные мероприятия и объемы финансирования раздела «Реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Будет уточнено
3.8. Раздел 8. Проектирование сети образовательных учреждений Хабезского муниципального района
на 2011-2015 годы
Обоснование:
Обеспечение качественного образования невозможно без создания соответствующих условий, в том числе наличия современных благоустроенных образовательных учреждений.
С целью решения актуальных задач экономического и социального развития, сокращения неэффективных затрат по отрасли возникает необходимость в реформировании сети муниципальных образовательных учреждений. Средние школы, имеющие наполняемость значительно ниже установленного норматива, не имеют возможности реализации профильной подготовки, ограничивают возможность обучающихся творческой реализации учебного плана, индивидуальных программ, программ дополнительного образования.
В связи с возрастающей потребностью населения района в услугах дошкольного образования актуальным становится обеспечение доступного и качественного образования детей дошкольного возраста, обеспечение стартовых возможностей при поступлении детей в школу. Возникает необходимость в расширении разнообразия форм организации дошкольного образования. При этом очень важно обеспечить преемственность в содержании и методах дошкольного и начального общего образования
Цели:
Задачи:
Основные мероприятия раздела «Проектирование сети образовательных учреждений Хабезского муниципального района
на 2011-2015 годы»
Будет уточнено
Сеть муниципальных образовательных учреждений района на 2011-2015 годы
Образовательные учреждения |
2011г.
|
2012г.
|
2013г.
|
2014г.
|
2015г.
|
Муниципальные образовательные учреждения |
|
|
|
|
|
Всего: |
31 |
31 |
31 |
31 |
31 |
Общеобразовательные учреждения
|
2011г.
|
2012г.
|
2013г.
|
2014г.
|
2015г.
|
Всего:
|
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Лицей - интернат |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Гимназия
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Открыта (сменная) общеобразовательная школа |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Дошкольные образовательные учреждения
|
2011г.
|
2012г.
|
2013г.
|
2014г.
|
2015г.
|
Всего:
|
13 |
13 |
13 |
13 |
13 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
- общеразвивающего вида |
13 |
13 |
13 |
13 |
13 |
Учреждения дополнительного образования детей |
2011г.
|
2012г.
|
2013г.
|
2014г.
|
2015г.
|
Всего:
|
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Всего:
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
Центр творчества детей и подростков |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Специализированная детско – юношеская спортивная школа олимпийского резерва |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
ВСЕГО ОУ В РАЙОНЕ: |
31 |
31 |
31 |
31 |
31 |
Реорганизация учреждений образования в казенные учреждения
Будет уточнено
3.9. Раздел 9. Современная образовательная инфраструктура
Обоснование:
«Облик школ, как по форме, так и по содержанию должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом» (Президент РФ Д.А.Медведев).
В системе образования района предстоит существенным образом обновить инфраструктуру в соответствии с нормами проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарными правилами и нормативами к организации питания, медицинского обслуживания учащихся и требованиями к обеспечению школьной безопасности. Так, при проектировании школьных зданий предстоит усовершенствовать отопительные системы, предусмотреть наличие душевых комнат в раздевалках при спортзалах, индивидуальных шкафов, систем обеспечения питьевой водой и прочее. Для сельских школ в особенности предстоит отработать эффективные механизмы организации подвоза учащихся, включая совершенствование транспортных средств, повышение их безопасности.
В каждом образовательном учреждении должна быть создана адаптивная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Ряд функций по работе школьной инфраструктуры может быть осуществлен на высоком уровне посредством конкурсного отбора малых предприятий, качественно обслуживающих сразу несколько образовательных учреждений. Это касается в первую очередь организации школьного питания, коммунального обслуживания, проведения ремонтных и строительных работ. В рамках последних следует обращать внимание как на неукоснительное обеспечение безопасности школьных зданий, так и на внедрение современных архитектурных решений, призванных обеспечить комфортность школьной среды, а также использование механизмов и технологий в сфере школьного питания и медицинского обслуживания.
Цели:
Задачи:
образовательной инфраструктуре и потребностям системы образования района.
Основные мероприятия и объемы финансирования раздела «Современная образовательная инфраструктура»
Будет уточнено
4. СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ
ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ХАБЕЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА 2011-2015 ГОДЫ»
Будет уточнено
5. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ХАБЕЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА 2011-2015 ГОДЫ»
Будет уточнено
|
|
Обратная связь |
Контакты с сайтомОтдел образования Администрации Хабезского муниципального районаАдрес: 369400, КЧР, Хабезский район, а. Хабез, ул. Советская,27 Телефон: 887873 21 581 E-mail: habezobr@yandex.ru Пока нет |